Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
статьи госзаказ

Схема применения нового национального режима в госзакупках и закупках отдельных видов юридических лиц. 3 варианта применения нацрежима

Новый регламент предусматривает 3 варианта применения национального режима. Зависимость применения этих вариантов напрямую привязана к товару (работе, услуге), закупка которого производится, в частности, к коду ОКПД2 соответствующего товара (работы, услуги).

Вариант 1.

Может быть установлен ЗАПРЕТ закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

На данный момент проект постановления включает в себя 149 позиций товаров (работ, услуг), подпадающих под данную норму. Это так называемый Перечень №1 или, юридически, Приложение №1 к постановлению.

В качестве примера возьмем несколько позиций этого перечня:
Допустим, заказчик хочет произвести закупку хлопчатобумажной ткани. ОКПД2-код данного товара по классификатору — 13.20.20. Данный код попадает под «материнский код» 13.2, указанный в перечне. Соответственно, при проведении закупки, заказчик обязан установить ЗАПРЕТ на поставку товара из иностранных государств. При этом в составе заявки можно предлагать заказчику только товар, выпущенный на территории стран, входящих в ЕАЭС (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация). Заявки с предложением товаров, выпущенных на территории иных стран подлежат отклонению. По сути, заказчик не имеет права приобрести товары из перечня, если они произведены на территории иностранного государства.

Вариант 2.

Может быть установлено ОГРАНИЧЕНИЕ закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых или оказываемых иностранными лицами.

На данный момент проект постановления включает в себя 452 позиций товаров (работ, услуг), подпадающих под данную норму. Это так называемый Перечень №2 или, юридически, Приложение №2 к постановлению.

В качестве примера возьмем несколько позиций этого перечня:
Данный вариант допускает возможность приобретения товара (работы, услуги) из иностранного государства, при условии отсутствия заявки с товаром ЕАЭС (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация). Это так называемое правило «второй лишний». Работает оно просто. Если все поданные заявки соответствуют требованиям и во всех предлагается только иностранный товар, то допускаются все. При этом заказчик свободно заключает договор с победителем на поставку иностранного товара. Но, если есть хотя бы одна заявка, содержащая предложение о поставке товара из ЕАЭС, то все заявки с иностранными товарами отклоняются и договор заключается на поставку товара, происходящего из ЕАЭС. Обязательным правилом применения схемы «второй лишний» является именно наличие хотя бы одной заявки на 100% состоящей из товаров, выпущенных на территории ЕАЭС.

Вариант 3.

Может быть установлено ПРЕИМУЩЕСТВО в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами.

Данный вариант национального режима применяется при закупке всех остальных товаров (работ, услуг), не включенных в Перечни №1 и №2.

Формально перед закупкой заказчик проверяет ОКПД2-код товара (работы, услуги), который он закупает, по двум перечням, указанным ранее. Если данного кода там нет, то применяет третий (данный) вариант.

ПРЕИМУЩЕСТВО работает следующим образом. При оценке заявок, содержащих предложение о поставке товара из ЕАЭС, применяется понижающий коэффициент в 15%. Только после этого цены заявок сравниваются. Таким образом заявки с товарами из ЕАЭС становятся «более выгодными» по сравнению с иностранными» Но, это делается только на этапе сравнения цен заявок. Договор же в любом случае заключается по цене, изначально предложенной в заявке.

Разберем на примере:

Есть 2 заявки:

Заявка №1: товар иностранный (Китай) с ценой 1000 рублей.

Заявка №2: товар ЕАЭС (Россия) с ценой 1100 рублей.

На этапе сравнения цен получаем:

Заявка №1 товар иностранный (Китай) цена 1000 рублей.

Заявка №2 товар ЕАЭС (Россия) цена 935 рублей (1100-15%).

Победившей будет признана заявка №2, т.к. цена ниже, чем у конкурента. При этом договор будет подписан по цене 1100 рублей.

По сути, ПРЕИМУЩЕСТВО является «виртуальным» и применяется именно на этапе сравнения цен.

Изменим условия:

Заявка №1: товар иностранный (Китай) с ценой 1000 рублей.

Заявка №2: товар ЕАЭС (Россия) с ценой 1400 рублей.

На этапе сравнения цен получаем:

Заявка №1 товар иностранный (Китай) цена 1000 рублей.

Заявка №2 товар ЕАЭС (Россия) цена 1190 рублей (1400-15%).

Победившей будет признана заявка №1, т.к. цена ниже, чем у конкурента. При этом договор будет подписан по цене 1000 рублей.

Помимо применения того или иного варианта национального режима, новое постановление в том числе вводит и определенный перечень документов (информации), которыми будет подтверждаться страна происхождения товара (работы, услуги).

Изменения коснутся и отчетности. Так, появится обязанность размещать в ЕИС отчет об объеме закупок российских товаров за 2025 и последующие годы до 1 февраля следующего года.

Новые правила применения национального режима будут действовать в тендерах, проводимых любыми способами: в конкурсах, запросах котировок и электронных аукционах.