Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости учебного центра Pro-abiliti____

До 1 февраля в ЕИС нужно разместить отчет о закупках у СМСП за 2023 год

Отчет о закупках у СМСП формируют практически все заказчики по Закону N 223-ФЗ.
Правило могут не применять только юрлица-СМСП.

Заказчики по Закону N 223-ФЗ, которые вынужденно проводили закупки по основным правилам Закона N 44-ФЗ, подают годовой отчет о закупках у СМСП на общих основаниях. Они не обязаны составлять и размещать в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО.

С прошлого года его форма не изменилась.

Кто обязан составить годовой отчет о закупках у СМСП

Отчет формируют все заказчики, осуществляющие закупки по Закону № 223-ФЗ. Исключение - заказчики, которые сами являются СМСП ( п. 2 Постановления № 1352).

Заказчики, указанные в ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, также формируют отчет о закупках у СМСП в соответствии с этим Законом и Постановлением № 1352 и размещают его в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом. Все эти действия совершаются в личном кабинете 223-ФЗ. Отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО, предусмотренный Законом N 44-ФЗ, такие заказчики не составляют и не размещают в ЕИС (Письма Минфина России от 10.07.2023 № 24-07-09/64150, Казначейства России от 20.02.2023 № 07-04-14/14-270).
Необходимость формировать отчет следует из п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, пп. "б" п. 34 Положения об особенностях участия СМСП в закупках.

Учтите, что в закупках у СМСП могут участвовать и самозанятые, кроме ИП. Сведения о договорах с такими лицами следует отражать в форме отчета вместе с информацией о договорах с СМСП.

В каком объеме проводить закупки по Закону N 223-ФЗ у СМСП

Всего за год вы должны осуществить закупки у СМСП и самозанятых на сумму не менее 25% от совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок. При этом не меньше 20% такого объема договоров нужно заключить по результатам процедур, к участию в которых допускаются только СМСП и самозанятые (п. 5 Положения об особенностях участия СМСП в закупках). Если вы проводите закупки по Постановлению Правительства РФ от 06.03.2022 № 301, последнее требование на вас не распространяется (п. 2(7) Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352).

При расчете объема закупок у СМСП в годовом стоимостном объеме всех ваших договоров ряд закупок не учитывается.
Предусмотрите указанные объемы закупок у СМСП в плане закупок и контролируйте их объем в течение всего года.
Поскольку положения Закона № 223-ФЗ, касающиеся участия СМСП в закупках товаров, работ, услуг, и Постановления № 1352 (с учетом ряда особенностей) применяются в отношении самозанятых (за исключением ИП) в период действия эксперимента, к ним применимы и требования о расчете годового объема закупок у СМСП и о формировании годового отчета о них (Письмо Минфина России от 28.03.2023 № 24-07-08/26975).
Письмо Минфина России от 28 марта 2023 г. № 24-07-08/26975
“О рассмотрении обращения”
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее соответственно - Департамент, Постановление N 1352, субъекты МСП), сообщает следующее.

В соответствии с пунктами 118 и 125 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкование норм, терминов и понятий по обращениям, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий при осуществлении закупок.

Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее.

В соответствии с частью 15 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) положения Закона N 223-ФЗ, касающиеся участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг, применяются в течение срока проведения эксперимента, установленного Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".

Пунктом 2(4) Постановления N 1352 установлено, что положения Постановления N 1352 применяются в течение срока, предусмотренного частью 15 статьи 8 Закона N 223-ФЗ, к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", с учетом установленных указанным пунктом Постановления N 1352 особенностей, в том числе при осуществлении закупок в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 4 положения, утвержденного Постановлением N 1352, заказчик принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке участника закупки или об отказе от заключения договора с участником закупки в случае отсутствия на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации о применении участником закупки, субподрядчиком (соисполнителем), предусмотренными подпунктами "б" и "в" пункта 4 положения, утвержденного Постановлением N 1352, специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".

Учитывая изложенное, положения Постановления N 1352, в том числе касающиеся расчета годового объема закупок у субъектов МСП, а также формирования годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП (далее - годовой отчет), применяются в течение срока, предусмотренного частью 15 статьи 8 Закона N 223-ФЗ, к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", с учетом установленных пунктом 2(4) Постановления N 1352 особенностей.

Требования к содержанию годового отчета, а также его форма утверждены Постановлением N 1352 (далее - Форма).

При этом, по мнению Департамента, при формировании годового отчета сведения о договорах, заключенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", подлежат отражению при заполнении позиций Формы, включающих сведения о договорах, заключенных с субъектами МСП.

Заместитель директора
Департамента Д.А. Готовцев
Письмо Минфина России от 10 июля 2023 г. № 24-07-09/64150
“О рассмотрении обращения”
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросам применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее соответственно - Закон N 223-ФЗ, Постановление N 1352, субъекты МСП), сообщает следующее.

В соответствии с пунктами 118 и 125 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкование норм, терминов и понятий по обращениям, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий при осуществлении закупок.

Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее.

Заказчики, указанные в части 81 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в определенных пределах, в том числе в части осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП, СОНО) в соответствии с частями 1 - 3, 5 - 8 статьи 30 Закона N 44-ФЗ. При этом для целей части 81 статьи 3 Закона N 223-ФЗ под совокупным годовым объемом закупок заказчика понимается совокупный объем цен договоров, заключенных заказчиком с 1 февраля до окончания календарного года (пункт 3 части 81 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).

Учитывая положения пункта 3 части 81 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, заказчики, указанные в части 81 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, не руководствуются частями 4 и 41 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем отчет об объеме закупок у СМП, СОНО такими заказчиками не составляется и не размещается в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).

При этом Закон N 223-ФЗ и Постановление N 1352 не содержат исключений, в соответствии с которыми заказчики не должны составлять годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов МСП и размещать его в ЕИС (далее соответственно - годовой отчет о закупке у субъектов МСП).

В этой связи такие заказчики составляют годовой отчет о закупке у субъектов МСП и размещают его в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

С учетом пункта 34 положения, утвержденного Постановлением N 1352, годовой отчет о закупке у субъектов МСП формируется в соответствии с требованиями к содержанию годового отчета, утвержденными Постановлением N 1352.

Заместитель директора
Департамента Д.А. Готовцев
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПИСЬМО
от 20 февраля 2023 г. N 07-04-14/14-270

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральное казначейство рассмотрело обращение (далее - Обращение) по вопросу размещения годового отчета о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) и сообщает следующее.

Согласно части 8.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - Закон N 223-ФЗ), в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов МСП в течение календарного года в объеме, установленном Правительством Российской Федерации, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в годовой отчет о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства, либо неразмещения указанного отчета в единой информационной системе положение о закупке данного заказчика с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.

В данном случае в течение указанного периода заказчики руководствуются положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ) в части:

1) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);

2) выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика);

3) осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Законом N 44-ФЗ;

4) применения требований к участникам закупок;

5) оценки заявок, окончательных предложений участников закупок;

6) создания и функционирования комиссии по осуществлению закупок;

7) определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с параграфами 2 и 3 главы 3 Закона N 44-ФЗ;

8) осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, требования Закона N 223-ФЗ в части планирования и отчетности продолжают распространяться. При этом планирование и отчетность осуществляются в личном кабинете 223-ФЗ.

Дополнительно отмечаем, что для проведения закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ необходимо зарегистрироваться в личном кабинете 44-ФЗ с полномочием "Заказчик по Федеральному закону 223-ФЗ, осуществляющий закупки в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 223-ФЗ".

Вместе с тем, по вопросам, изложенным в обращении, в рамках компетенции направляем свод ответов на указанные вопросы (Таблица N 1).

Таблица N 1

N
Вопрос
Ответ
1
"В личном кабинете по какому закону должен работать заказчик?"
Проведение закупок в личном кабинете 44-ФЗ в ЕИС. Планирование, отчетность, размещение договоров в личном кабинете 223-ФЗ в ЕИС.
2
"Нужно ли такому заказчику получить отдельную роль в ЕИС?"
Необходима регистрация в личном кабинете 44-ФЗ в ЕИС с полномочием "Заказчик по Федеральному закону 223-ФЗ, осуществляющий закупки в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 223-ФЗ".
3
"Должен ли такой заказчик вести план закупок по Закону N 223-ФЗ, размещать отчетность по договорам по Закону N 223-ФЗ?"
Да, а также размещать сведения в реестре договоров в ЕИС.
4
"Должен ли такой заказчик выполнить объемы закупок у СМСП за 2023 год и как это сделать?"
- В соответствии с пунктом 3 части 8.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, на таких заказчиков распространяются требования к объему закупок у субъектов МСП и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНО) в соответствии с Законом N 44-ФЗ, но не требования постановления Правительства от 11.12.2014 N 1352, а именно необходимо осуществить 25% от совокупного годового объема закупок у субъектов МСП и СОНО в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.
- Во исполнение указанных требований, при проведении закупочных процедур в извещении о закупке необходимо устанавливать соответствующие преимущества для участников в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
А.Т.КАТАМАДЗЕ