Основные изменения связаны с двумя разделами: правила документооборота и инвентаризация имущества и обязательств. С обновленной учетной политикой ознакомьте ответственных сотрудников смежных отделов и бухгалтеров. Если вопреки положениям учетной политики бухгалтер отразит операцию в учете, ревизоры укажут на нарушение. постановление от 09.10.2023 № А39-2861/2023
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-2861/2023
город Саранск
09 октября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09 октября 2023 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Александрова С.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ширшиковой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Атяшевская районная больница» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, Атяшевский район, р.п. Атяшево)
к Министерству финансов Республики Мордовия (ОРГН 1021300974881, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Саранск)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Мордовия (Республика Мордовия, г. Саранск)
Министерство здравоохранения Республики Мордовия (Республика Мордовия, г. Саранск)
о признании недействительным пункта 1 представления от 20.03.2023 № 3379 в части требования устранить нарушения, указанные в пунктах 6.4 и 7.5.1 его мотивировочной части,
при участии:
от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности от 02.06.2023 сроком на один год,
от Министерства финансов Республики Мордовия – ФИО2, представителя по доверенности от 21.08.2023 сроком на три года,
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия (далее – ТФОМС Республики Мордовия) представитель не явился,
от Министерства здравоохранения Республики Мордовия представитель не явился,
у с т а н о в и л:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия «Атяшевская районная больница» (далее – ГБУЗ Республики Мордовия «Атяшевская РБ», Учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Республики Мордовия (далее – Минфин Республики Мордовия, Министерство) о признании недействительным пункта 1 представления от 20.03.2023 № 3379 в части требования устранить нарушения, указанные в пунктах 6.4 и 7.5.1 его мотивировочной части.
В судебном заседании представитель заявителя свои требования поддержал в полном объеме.
Представитель Минфина Республики Мордовия заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ТФОМС Республики Мордовия и Министерство здравоохранения Республики Мордовия.
Материалами дела установлено, что в соответствии с Планом контрольных мероприятий контрольно-ревизионного управления Минфина Республики Мордовия на 2022 год, приказом Министерства от 31.102022 № 91-КРУ «О назначении контрольного мероприятия» в период с 01.11.2022 по 17.01.2023 в отношении ГБУЗ Республики Мордовия «Атяшевская РБ» проведена выездная проверка по теме: «Проверка финансово-хозяйственной деятельности». Проверенный период: с 01.01.2021 по 31.12.2021.
07.02.2023 по результатам проверки уполномоченным должностным лицом Министерства составлен акт, а 20.03.2023 Учреждению выдано представление № 3379 о принятии мер по устранению нарушений, указанных в пункте 6.4 его мотивировочной части, в части неправоверно выплаченного повышающего коэффициента к базовым окладам за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ по профессиям рабочих) на сумму 279 555,47 руб. и в пункте 7.5.1 в части необоснованного расхода топлива в количестве 3559,47 литров вследствие применения завышенных норм списания топлива.
Полагая, что пункт 1 представления от 20.03.2023 № 3379 в части требования устранить нарушения, указанные в пунктах 6.4 и 7.5.1 его мотивировочной части, является недействительным и нарушающим права заявителя, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Внутренний государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью, в том числе органов государственного финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 35 пункта 8 Положения о Министерстве финансов Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 28.04.2008 № 175, Министерство осуществляет внутренний государственный финансовый контроль.
Согласно пункту 2 статьи 266.1 БК РФ органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
Аналогичные нормы закреплены в Положении о Министерстве финансов Республики Мордовия.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
С учетом анализа приведенного законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В пункте 6.4 представления от 20.03.2023 № 3379 указано, что сумма неправоверно выплаченного повышающего коэффициента к базовым окладам за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ по профессиям рабочих в нарушение пункта 15 Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений Республики Мордовия по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих, общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 29.10.2008 № 482 (далее – Примерное положение), начисленного на основании ежемесячных приказов главного врача по установлению и выплате повышающего коэффициента за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ по профессиям рабочих 214 712,34 руб.
Сумма нарушений с учетом отчисления взносов во внебюджетные фонды составила всего 279 555,47 руб., из них:
14 141,62 руб. – средства субсидии на выполнение государственного задания,
265 413,85 руб. – средства обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).
Статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Мордовия от 27.10.2008 № 95-З «Об основах организации оплаты труда работников государственных учреждений Республики Мордовия» предметом регулирования закона являются отношения, связанные с оплатой труда работников государственных казенных учреждений Республики Мордовия.
Согласно статье 2 названного Закона системы оплаты труда работников государственных учреждений по видам экономической деятельности устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей (пункт 1).
Коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты, содержащие нормы, устанавливающие системы оплаты труда работников государственных учреждений Республики Мордовия, разрабатываются и применяются в соответствии с примерными положениями об оплате труда работников государственных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми Правительством Республики Мордовия (пункт 2).
Пункт 2 статьи 4 Закона утверждение примерных положений об оплате труда работников государственных учреждений с указанием перечня (конкретных наименований) и размеров выплат компенсационного и стимулирующего характера относит к полномочиям Правительства Республики Мордовия.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29.10.2008 № 482 утверждено Примерное положение, которое распространяется на работников государственных учреждений Республики Мордовия, работников, не являющихся государственными гражданскими служащими, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов государственной власти Республики Мордовия.
Согласно пункту 14 Примерного положения положением об оплате и стимулировании труда работников учреждения может быть предусмотрено установление рабочим следующих повышающих коэффициентов к базовым окладам:
повышающий коэффициент по профессиональной деятельности;
персональный повышающий коэффициент;
повышающий коэффициент за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ;
повышающий коэффициент за классность водителям автомобиля.
Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.
Повышающие коэффициенты устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.
В соответствии с пунктом 18 Примерного положения повышающий коэффициент за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ устанавливается по решению руководителя учреждения рабочим, тарифицированным не ниже 6 разряда Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС) и привлекаемым для выполнения важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ. Решение о введении соответствующего повышающего коэффициента принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Рекомендуемый размер указанного повышающего коэффициента – до 0,2.
На момент введения новой системы оплаты труда рекомендуется устанавливать повышающий коэффициент за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ всем рабочим учреждения, тарифицированным по 9 разряду и выше ЕТКС по оплате труда работников государственных учреждений Республики Мордовия, без ограничения срока действия.
Пунктом 24 Положения об оплате труда работников ГБУЗ Республики Мордовия «Атяшевская РБ» предусмотрено, что повышающий коэффициент за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ устанавливается по решению руководителя учреждения рабочим, привлекаемым для выполнения важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ. При этом в данном пункте не указано, что коэффициент может устанавливаться только в зависимости от тарификации работника, что противоречит Примерному положению.
Как видно из материалов дела, приказами главного врача Учреждения № 260-а от 29.01.2021, № 63 от 26.02.2021, № 76-а от 31.03.2021, № 90-а от 30.04.2021, № 99-а от 31.05. 2021, № 117-а от 30.06.2021, 124-г от 30.07.2021, №162-с от 31.08.2021, № 191-а от 30.09.2021, № 212-а от 29.10.2021, № 199 от 30.11.2021 и № 261 от 30.12.2021 устанавливались выплаты повышающего коэффициента за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ за счет средств ОМС и средств бюджета всем рабочим Учреждения, в том числе нетарифицированным по 9 разряду и выше ЕТКС.
Суд приходит к выводу о том, что установление главным врачом Учреждения выплат повышающего коэффициента за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ нетарифицированным по 9 разряду и выше ЕТКС рабочим не соответствует требованиям пункта 2 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 27.10.2008 № 95-З «Об основах организации оплаты труда работников государственных учреждений Республики Мордовия» и пункта 18 Примерного положения.
Таким образом, оснований для признания недействительным пункта 1 представления от 20.03.2023 № 3379 в части требования устранить указанное в пункте 6.4 его мотивировочной части нарушения не имеется.
В пункте 7.5.1 представления от 20.03.2023 № 3379 указано, что установлен факт необоснованного расхода топлива в количестве 3559,47 литров вследствие применения завышенных норм списания топлива, утвержденных приказом главного врача, в нарушение установленных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р норм списания топлива (базовые нормы списания). Таким образом, республиканскому бюджету Республики Мордовия причинен ущерб на сумму 162 630,61 руб.
Как следует из материалов дела, всего в проверяемом периоде израсходовано 3559,47 литра бензина на общую сумму 162 630,61 руб. Расходы на ГСМ осуществлялись за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), предоставленных Учреждению из бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 6.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (часть 2 статьи 8 Закона № 402-ФЗ).
Пунктом 4.10 Учетной политики, утвержденной приказом главного врача ГБУЗ Республики Мордовия «Атяшевская РБ» от 30.12.2020 № 184, установлено, что нормы на расходы горюче-смазочных материалов (ГСМ) разрабатываются специализированной организацией и утверждаются приказом главного врача.
Согласно пункту 40 приказа Минтранса Российской Федерации от 24.06.2003 № 153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» расходы на топливо для автотранспортных средств включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом Российской Федерации, что указывается в учетной политике организации.
Пунктом 3 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее – Методические рекомендации № АМ-23-р) предусмотрено, что норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д. Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно (пункт 4 раздела II Методических рекомендаций № АМ-23-р).
В силу пункта 6.1 раздела II Методических рекомендаций № АМ-23-р на период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Министерством транспорта России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.
Пунктом 13.1.1 Методических рекомендаций № АМ-23-р установлены нормы расхода топлива для медицинских автотранспортных средств отечественных и стран СНГ выпуска с 2008 года. В частности, для автомобиля УАЗ-396295 мощностью двигателя 112 л.с., объемом 2,693 л. норма расхода топлива составляет 15,6 л/100 км.
С учетом изложенного, нормы расхода топлива для автомобиля УАЗ-396295 определены Методическими рекомендациями № АМ-23-р.
Письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.09.2009 № 03-2609 предписано в целях организации эксплуатации транспортных средств руководствоваться Методическими рекомендациями № АМ-23-р.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 № 1084 утверждены Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, согласно пункту 100 которых затраты на приобретение горюче-смазочных материалов определяются по установленной формуле, где норма расхода топлива на 100 километров пробега i-ro транспортного средства определяется согласно Методическим рекомендациям № АМ-23-р.
Между тем в нарушение пункта 13.1.1 Методических рекомендаций № АМ-23-р приказом главного врача ГБУЗ Республики Мордовия «Атяшевская РБ» № 8 от 11.01.2021 утверждены нормы расхода топлива, в частности, для двух автомобилей УАЗ-396295 г/н <***> и г/н <***> 18,0 л/100 км (летний) и 19,8 л/100 км (зимний).
Суд отвергает довод заявителя о том, что нормы расхода топлива для автомобилей УАЗ-396295 утверждены приказом № 8 от 11.01.2021 с учетом повышающих надбавок в особых условиях эксплуатации, поскольку в соответствии с Методическими рекомендациями № АМ-23-р на вышеуказанную марку автомобиля приведены значения базовых норм расхода топлива, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др.
Таким образом, заявитель для определения норм расхода топлива на 100 километров пробега автомобилей УАЗ-396295 г/н <***> и г/н <***> обязан руководствоваться Методическими рекомендациями № АМ-23-р.
Доказательств, подтверждающих разработку используемых заявителем в 2021 году норм расхода топлива научными организациями, в материалы дела не представлено, об их существовании заявителем не заявлено.
При таких обстоятельствах у Учреждения не имелось правовых оснований разрабатывать и применять собственные нормы расхода топлива, обратное привело к неправомерному расходованию средств бюджета по причине их списания по завышенным нормам расхода топлива.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2022 № 309-ЭС22-6301.
Таким образом, оснований для признания недействительным пункта 1 (пункт 7.5.1 мотивировочной части) представления от 20.03.2023 № 3379 не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 110, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявления государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Атяшевская районная больница» отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента его принятия.
Судья С.В. Александров
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-2861/2023
город Саранск
09 октября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09 октября 2023 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Александрова С.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ширшиковой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Атяшевская районная больница» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, Атяшевский район, р.п. Атяшево)
к Министерству финансов Республики Мордовия (ОРГН 1021300974881, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Саранск)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Мордовия (Республика Мордовия, г. Саранск)
Министерство здравоохранения Республики Мордовия (Республика Мордовия, г. Саранск)
о признании недействительным пункта 1 представления от 20.03.2023 № 3379 в части требования устранить нарушения, указанные в пунктах 6.4 и 7.5.1 его мотивировочной части,
при участии:
от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности от 02.06.2023 сроком на один год,
от Министерства финансов Республики Мордовия – ФИО2, представителя по доверенности от 21.08.2023 сроком на три года,
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия (далее – ТФОМС Республики Мордовия) представитель не явился,
от Министерства здравоохранения Республики Мордовия представитель не явился,
у с т а н о в и л:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия «Атяшевская районная больница» (далее – ГБУЗ Республики Мордовия «Атяшевская РБ», Учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Республики Мордовия (далее – Минфин Республики Мордовия, Министерство) о признании недействительным пункта 1 представления от 20.03.2023 № 3379 в части требования устранить нарушения, указанные в пунктах 6.4 и 7.5.1 его мотивировочной части.
В судебном заседании представитель заявителя свои требования поддержал в полном объеме.
Представитель Минфина Республики Мордовия заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ТФОМС Республики Мордовия и Министерство здравоохранения Республики Мордовия.
Материалами дела установлено, что в соответствии с Планом контрольных мероприятий контрольно-ревизионного управления Минфина Республики Мордовия на 2022 год, приказом Министерства от 31.102022 № 91-КРУ «О назначении контрольного мероприятия» в период с 01.11.2022 по 17.01.2023 в отношении ГБУЗ Республики Мордовия «Атяшевская РБ» проведена выездная проверка по теме: «Проверка финансово-хозяйственной деятельности». Проверенный период: с 01.01.2021 по 31.12.2021.
07.02.2023 по результатам проверки уполномоченным должностным лицом Министерства составлен акт, а 20.03.2023 Учреждению выдано представление № 3379 о принятии мер по устранению нарушений, указанных в пункте 6.4 его мотивировочной части, в части неправоверно выплаченного повышающего коэффициента к базовым окладам за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ по профессиям рабочих) на сумму 279 555,47 руб. и в пункте 7.5.1 в части необоснованного расхода топлива в количестве 3559,47 литров вследствие применения завышенных норм списания топлива.
Полагая, что пункт 1 представления от 20.03.2023 № 3379 в части требования устранить нарушения, указанные в пунктах 6.4 и 7.5.1 его мотивировочной части, является недействительным и нарушающим права заявителя, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Внутренний государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью, в том числе органов государственного финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 35 пункта 8 Положения о Министерстве финансов Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 28.04.2008 № 175, Министерство осуществляет внутренний государственный финансовый контроль.
Согласно пункту 2 статьи 266.1 БК РФ органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
Аналогичные нормы закреплены в Положении о Министерстве финансов Республики Мордовия.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
С учетом анализа приведенного законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В пункте 6.4 представления от 20.03.2023 № 3379 указано, что сумма неправоверно выплаченного повышающего коэффициента к базовым окладам за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ по профессиям рабочих в нарушение пункта 15 Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений Республики Мордовия по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих, общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 29.10.2008 № 482 (далее – Примерное положение), начисленного на основании ежемесячных приказов главного врача по установлению и выплате повышающего коэффициента за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ по профессиям рабочих 214 712,34 руб.
Сумма нарушений с учетом отчисления взносов во внебюджетные фонды составила всего 279 555,47 руб., из них:
14 141,62 руб. – средства субсидии на выполнение государственного задания,
265 413,85 руб. – средства обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).
Статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Мордовия от 27.10.2008 № 95-З «Об основах организации оплаты труда работников государственных учреждений Республики Мордовия» предметом регулирования закона являются отношения, связанные с оплатой труда работников государственных казенных учреждений Республики Мордовия.
Согласно статье 2 названного Закона системы оплаты труда работников государственных учреждений по видам экономической деятельности устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей (пункт 1).
Коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты, содержащие нормы, устанавливающие системы оплаты труда работников государственных учреждений Республики Мордовия, разрабатываются и применяются в соответствии с примерными положениями об оплате труда работников государственных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми Правительством Республики Мордовия (пункт 2).
Пункт 2 статьи 4 Закона утверждение примерных положений об оплате труда работников государственных учреждений с указанием перечня (конкретных наименований) и размеров выплат компенсационного и стимулирующего характера относит к полномочиям Правительства Республики Мордовия.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29.10.2008 № 482 утверждено Примерное положение, которое распространяется на работников государственных учреждений Республики Мордовия, работников, не являющихся государственными гражданскими служащими, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов государственной власти Республики Мордовия.
Согласно пункту 14 Примерного положения положением об оплате и стимулировании труда работников учреждения может быть предусмотрено установление рабочим следующих повышающих коэффициентов к базовым окладам:
повышающий коэффициент по профессиональной деятельности;
персональный повышающий коэффициент;
повышающий коэффициент за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ;
повышающий коэффициент за классность водителям автомобиля.
Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.
Повышающие коэффициенты устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.
В соответствии с пунктом 18 Примерного положения повышающий коэффициент за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ устанавливается по решению руководителя учреждения рабочим, тарифицированным не ниже 6 разряда Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС) и привлекаемым для выполнения важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ. Решение о введении соответствующего повышающего коэффициента принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Рекомендуемый размер указанного повышающего коэффициента – до 0,2.
На момент введения новой системы оплаты труда рекомендуется устанавливать повышающий коэффициент за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ всем рабочим учреждения, тарифицированным по 9 разряду и выше ЕТКС по оплате труда работников государственных учреждений Республики Мордовия, без ограничения срока действия.
Пунктом 24 Положения об оплате труда работников ГБУЗ Республики Мордовия «Атяшевская РБ» предусмотрено, что повышающий коэффициент за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ устанавливается по решению руководителя учреждения рабочим, привлекаемым для выполнения важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ. При этом в данном пункте не указано, что коэффициент может устанавливаться только в зависимости от тарификации работника, что противоречит Примерному положению.
Как видно из материалов дела, приказами главного врача Учреждения № 260-а от 29.01.2021, № 63 от 26.02.2021, № 76-а от 31.03.2021, № 90-а от 30.04.2021, № 99-а от 31.05. 2021, № 117-а от 30.06.2021, 124-г от 30.07.2021, №162-с от 31.08.2021, № 191-а от 30.09.2021, № 212-а от 29.10.2021, № 199 от 30.11.2021 и № 261 от 30.12.2021 устанавливались выплаты повышающего коэффициента за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ за счет средств ОМС и средств бюджета всем рабочим Учреждения, в том числе нетарифицированным по 9 разряду и выше ЕТКС.
Суд приходит к выводу о том, что установление главным врачом Учреждения выплат повышающего коэффициента за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ нетарифицированным по 9 разряду и выше ЕТКС рабочим не соответствует требованиям пункта 2 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 27.10.2008 № 95-З «Об основах организации оплаты труда работников государственных учреждений Республики Мордовия» и пункта 18 Примерного положения.
Таким образом, оснований для признания недействительным пункта 1 представления от 20.03.2023 № 3379 в части требования устранить указанное в пункте 6.4 его мотивировочной части нарушения не имеется.
В пункте 7.5.1 представления от 20.03.2023 № 3379 указано, что установлен факт необоснованного расхода топлива в количестве 3559,47 литров вследствие применения завышенных норм списания топлива, утвержденных приказом главного врача, в нарушение установленных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р норм списания топлива (базовые нормы списания). Таким образом, республиканскому бюджету Республики Мордовия причинен ущерб на сумму 162 630,61 руб.
Как следует из материалов дела, всего в проверяемом периоде израсходовано 3559,47 литра бензина на общую сумму 162 630,61 руб. Расходы на ГСМ осуществлялись за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), предоставленных Учреждению из бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 6.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (часть 2 статьи 8 Закона № 402-ФЗ).
Пунктом 4.10 Учетной политики, утвержденной приказом главного врача ГБУЗ Республики Мордовия «Атяшевская РБ» от 30.12.2020 № 184, установлено, что нормы на расходы горюче-смазочных материалов (ГСМ) разрабатываются специализированной организацией и утверждаются приказом главного врача.
Согласно пункту 40 приказа Минтранса Российской Федерации от 24.06.2003 № 153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» расходы на топливо для автотранспортных средств включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом Российской Федерации, что указывается в учетной политике организации.
Пунктом 3 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее – Методические рекомендации № АМ-23-р) предусмотрено, что норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д. Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно (пункт 4 раздела II Методических рекомендаций № АМ-23-р).
В силу пункта 6.1 раздела II Методических рекомендаций № АМ-23-р на период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Министерством транспорта России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.
Пунктом 13.1.1 Методических рекомендаций № АМ-23-р установлены нормы расхода топлива для медицинских автотранспортных средств отечественных и стран СНГ выпуска с 2008 года. В частности, для автомобиля УАЗ-396295 мощностью двигателя 112 л.с., объемом 2,693 л. норма расхода топлива составляет 15,6 л/100 км.
С учетом изложенного, нормы расхода топлива для автомобиля УАЗ-396295 определены Методическими рекомендациями № АМ-23-р.
Письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.09.2009 № 03-2609 предписано в целях организации эксплуатации транспортных средств руководствоваться Методическими рекомендациями № АМ-23-р.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 № 1084 утверждены Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, согласно пункту 100 которых затраты на приобретение горюче-смазочных материалов определяются по установленной формуле, где норма расхода топлива на 100 километров пробега i-ro транспортного средства определяется согласно Методическим рекомендациям № АМ-23-р.
Между тем в нарушение пункта 13.1.1 Методических рекомендаций № АМ-23-р приказом главного врача ГБУЗ Республики Мордовия «Атяшевская РБ» № 8 от 11.01.2021 утверждены нормы расхода топлива, в частности, для двух автомобилей УАЗ-396295 г/н <***> и г/н <***> 18,0 л/100 км (летний) и 19,8 л/100 км (зимний).
Суд отвергает довод заявителя о том, что нормы расхода топлива для автомобилей УАЗ-396295 утверждены приказом № 8 от 11.01.2021 с учетом повышающих надбавок в особых условиях эксплуатации, поскольку в соответствии с Методическими рекомендациями № АМ-23-р на вышеуказанную марку автомобиля приведены значения базовых норм расхода топлива, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др.
Таким образом, заявитель для определения норм расхода топлива на 100 километров пробега автомобилей УАЗ-396295 г/н <***> и г/н <***> обязан руководствоваться Методическими рекомендациями № АМ-23-р.
Доказательств, подтверждающих разработку используемых заявителем в 2021 году норм расхода топлива научными организациями, в материалы дела не представлено, об их существовании заявителем не заявлено.
При таких обстоятельствах у Учреждения не имелось правовых оснований разрабатывать и применять собственные нормы расхода топлива, обратное привело к неправомерному расходованию средств бюджета по причине их списания по завышенным нормам расхода топлива.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2022 № 309-ЭС22-6301.
Таким образом, оснований для признания недействительным пункта 1 (пункт 7.5.1 мотивировочной части) представления от 20.03.2023 № 3379 не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 110, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявления государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Атяшевская районная больница» отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента его принятия.
Судья С.В. Александров