Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Разъяснения по установлению запрета в закупке ПО по иным кодам ОКПД2

Разъяснение запрета на закупку ПО по иным кодам ОКПД2 согласно Постановлению №1875 и письму Минфина

На основании Письма Минфина России от 11.02.2025 № 24−06−09/12084 и Постановления Правительства РФ №1875, ключевые положения о запрете закупок программного обеспечения (ПО) по кодам ОКПД2 можно сформулировать следующим образом:

1. Суть запрета

Постановление №1875 устанавливает ограничения на закупку иностранного ПО в целях обеспечения технологического суверенитета. Запрет распространяется не только на ПО, классифицированное кодом 58.29 ОКПД2 («Прочие программные обеспечения»), но и на ПО, указанное в подпунктах "о" и "с" п. 4 Постановления №1875, даже если закупка осуществляется под другими кодами ОКПД2.
  • Подпункт "о": ПО, связанное с системами управления критической инфраструктурой.
  • Подпункт "с": ПО для обработки персональных данных и обеспечения информационной безопасности.

2. Принцип применения запрета

Запрет носит содержательный, а не формальный характер. Это означает, что заказчики обязаны анализировать функциональное назначение ПО, а не только его код ОКПД2.
  • Если ПО соответствует описанию в подпунктах "о" или "с" Постановления №1875, закупка запрещена, даже если используется иной код классификации (например, 62.01 — «Компьютерное программное обеспечение, разработанное под заказ») 13.
  • Пример: Закупка системы управления энергосетями, классифицированной как «услуги ИТ-консалтинга» (код 62.02), но фактически включающей ПО из подпункта "о", будет признана нарушением.

3. Обязанности заказчиков

  • Проверка соответствия: При формировании технического задания заказчик должен убедиться, что закупаемое ПО не подпадает под критерии подпунктов "о" и "с" Постановления №1875, независимо от кода ОКПД2.
  • Документация: В извещении о закупке необходимо указывать обоснование выбора российского ПО или исключений (например, отсутствие аналогов в Едином реестре российских программ).

4. Последствия нарушений

  • Административная ответственность: Штрафы для должностных лиц — до 50 тыс. руб. (ст. 7.29–7.32 КоАП РФ).
  • Отмена закупки: Решение ФАС или суда о признании закупки недействительной.
  • Риск включения в РНП: Для поставщиков, предоставивших недостоверную информацию о ПО.

5. Рекомендации

  • Используйте Единый реестр российских программ для проверки наличия аналогов.
  • Включайте в документацию технические требования, исключающие применение запрещенного ПО.
  • При закупке ПО с кодом, отличным от 58.29, проводите дополнительную экспертизу на соответствие критериям Постановления №1875.

Заключение

Письмо Минфина № 24−06−09/12084 подтверждает, что запрет на закупку иностранного ПО действует вне зависимости от кода ОКПД2, если функциональные характеристики ПО соответствуют подпунктам "о" и "с" Постановления №1875. Заказчикам следует тщательно анализировать предмет закупки и соблюдать требования технологического суверенитета.