Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
статьи госзаказ

Применение национального режима при осуществлении закупок по закону №223-ФЗ С 01 января 2025 года

Национальный режим и его применение

• Введен новый блок, посвященный национальному режиму  
• Постановление 925 утратило силу с 1 января 2025 года, но продолжает действовать для закупок до этой даты  

Применение национального режима

• Постановление 1875 содержит перечень товаров и условия их соединения  
• Механизм применения заложен в статье 3.1.4 федерального закона  

Изменения в закупочном процессе

• Изменения в статье 3.1.4 требуют пересмотра закупочного процесса  
• Вопросы о сроках подачи заявок и их применении к неконкурентным способам закупки  

Применение мер национального режима

• Вопрос о применении мер национального режима к единственному поставщику, подрядчику, исполнителю  
• Три меры: запрет, ограничения и преимущества  
• Важно понять, как организована закупка единственного поставщика  

Естественные монополии и заявки

• Естественные монополии не подают заявки для участия в закупке  
• Важно правильно вписать это в закупочные процедуры  
• Отсутствие стадийности в закупке исключает применение мер национального режима  

Стадийность в закупках

• Ограничения и преимущества зависят от стадийности закупки  
• Если в закупке нет стадийности, меры национального режима не применяются  
• Важно анализировать закупочные процедуры на наличие стадийности  

Аукционы и оценка заявок

• В аукционах может отсутствовать стадия оценки заявок  
• Важно понимать, есть ли оценка заявок в конкретном способе закупки  
• Если оценка есть, меры национального режима применяются  

Неконкурентные способы закупки

• Неконкурентные способы закупки могут не предполагать оценку заявок  
• Важно проанализировать, есть ли стадийность в таких закупках  
• Если стадийность отсутствует, меры национального режима не применяются  

Единственные поставщики

• Разные способы работы с единственными поставщиками  
• Важно различать случаи, когда лицо, с которым заключается договор, известно заранее  
• Применение мер национального режима зависит от наличия стадийности в закупке  

Запрет и ограничения

• Запрет как самая категоричная мера  
• Ограничения и преимущества требуют стадийности в закупке  
• Важно учитывать наличие заявок и их сопоставление  

Часть пятая статьи третьей

• Часть пятая статьи третьей определяет участника закупки  
• Участие в закупке, включая неконкурентные способы  
• Ключевой момент для участия в закупке  

Участие в закупке

• Участник закупки направляет заявку или иной документ в зависимости от способа закупки  
• Участие в закупке предполагает соперничество, когда лицо не известно заранее  
• В классических способах закупки, где лицо известно заранее, участие отсутствует  

Естественные монополии и регулируемые виды деятельности

• В закупках с участием естественных монополий и регулируемых видов деятельности участие отсутствует  
• Лицо, с которым заключается договор, известно заранее  
• В таких случаях нет необходимости в заявке или ином документе  

Закупка с единственным поставщиком

• В закупке с единственным поставщиком лицо, с которым заключается договор, известно заранее  
• В таких случаях нет соперничества и необходимости в заявке  

Оценка, сопоставление и рассмотрение заявок

• Оценка, сопоставление и рассмотрение заявок обязательны для всех способов закупки, кроме классического единственного поставщика  
• До июля 2018 года оценка и сопоставление были обязательны для всех способов закупки  
• С июля 2018 года заказчик определяет требования к участникам в соответствии с документацией о конкурентной закупке  

Аукционы и оценка заявок

• В аукционах и запросах котировок победитель определяется по наименьшей цене  
• Верховный суд считает это оценкой заявок, несмотря на сравнение ценовых предложений  
• В смежном 44-ФЗ также используется критерий оценки в аукционах  

Стадийность закупок

• Важно понимать, на какой стадии закупки применяются меры, такие как ограничения или преимущества  
• Оценка, сопоставление и рассмотрение заявок должны быть вплетены в стадийность закупок  
• В случае единственного поставщика оценка и сопоставление отсутствуют, но при наличии более одной заявки они обязательны  

Изменения в законодательстве

• С 1 марта 2025 года оценка и сопоставление заявок будут штрафоваться за нарушение законодательства  
• Оценка и сопоставление всегда присутствуют в закупках, даже если они называются иначе  
• Рассмотрение, оценка и сопоставление заявок должны быть четко определены в документации о закупке  

Практика и регулирование

• Рассмотрение заявок связано с допуском участников, оценка — с присвоением баллов, сопоставление — с выявлением лучшего предложения  
• Заказчик обязан прописать, как он оценивает и сопоставляет заявки в своей документации  
• Это необходимо для того, чтобы потенциальные участники понимали, как они становятся победителями в закупке  

Классификация единственных поставщиков

• Деление единственных поставщиков на классических и неклассических  
• Классические поставщики без соперничества, неклассические с соперничеством  
• Оценка и сопоставление при наличии соперничества  

Закупки у субъектов МСП

• Единственный поставщик не может быть субъектом МСП без соперничества  
• Введение заявки для участия в закупке для субъектов МСП  
• Необходимость единообразного подхода к закупкам у единственного поставщика  

Письмо Министерства финансов

• Письмо от 10 декабря 2024 года о понимании закупок у единственного поставщика  
• Применение мер при наличии нескольких заявок у единственного поставщика  
• Заказчик должен самостоятельно определить стадии оценки и сопоставления  

Поставляемый товар

• Определение поставляемого товара в рамках статьи 3.1.4  
• Письмо Федеральной антимонопольной службы 2020 года о поставляемом товаре  
• Поставляемый товар как основное средство в бухгалтерском учете  

Изготавливаемый товар

• Вопрос о распространии норм статьи 3.1.4 на изготавливаемый товар  
• Определение промышленной продукции по закону о промышленной политике  
• Изготавливаемый товар считается поставляемым, если ставится на баланс как основное средство  

Преимущества, запреты и ограничения

• Важно заранее вписать требования к участнику закупки в документацию  
• Необходимо анализировать, какой товар является поставляемым и относится к основным средствам  
• В рамках стройки важно учитывать, что элементы системы электроснабжения могут быть поставляемыми товарами  

Изготавливаемые товары и национальный режим

• Изготавливаемые товары также должны соответствовать нормам статьи 3.1.4  

Национальный режим и его меры

• Национальный режим предполагает свободное обращение товаров без преимуществ для российских или иностранных товаров.  
• Правительство РФ может принимать меры, связанные с непредоставлением национального режима.  

Подтверждение страны происхождения товара

• Правительство РФ устанавливает информацию и документы для подтверждения страны происхождения товара.  
• Российский товар, не соответствующий критериям российской промышленной продукции, считается иностранным.  

Запреты, ограничения и преимущества

• Запреты, ограничения и преимущества касаются всех способов закупки.  
• Замена товара на иностранный не допускается, даже если он соответствует всем требованиям.  

Контроль за исполнением договора

• Важно следить за действительностью информации и документов, подтверждающих страну происхождения товара.  
• Эти документы должны быть действительны до момента приемки товара.  

Ограничения и соперничество

• Ограничения распространяются на все способы закупки с соперничеством.  
• Если соперничества нет, ограничения не применяются.  

Возможность замены товара

• Законодатель предоставил право решать, отклонять ли заявку на стадии рассмотрения или доводить до заключения договора.  
• Если иностранный товар не заменяется на российский, договор не заключается.  

Преимущества и замена товара

• Преимущество также вмешивается в процесс закупки, допуская замену товара только на российский.  
• Если победитель с китайским товаром хочет заменить его на другой, ему предлагается заменить на российский.  

Иерархия мер

• Запрет всегда тотальный, иностранный товар отклоняется без разговоров.  
• Ограничения позволяют купить иностранный товар при отсутствии предложения о российском.  

Применение поправочного коэффициента

• Если в заявке есть хотя бы один иностранный товар, вся заявка считается иностранной.  
• Если все товары российские, применяется поправочный коэффициент.  

Примеры применения коэффициента

• Коэффициент применяется только к российским заявкам.  
• В конкурсах и запросах предложений учитывается только российское предложение.  
• В аукционах и конкурентных торгах учитывается итоговое ценовое предложение с учетом коэффициента.  

Применение минимальной обязательной доли

• Минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения применяется к отдельным заказчикам.  
• Остальные заказчики работают с запретами, ограничениями и преимуществами.  

Международные договоры и их влияние

• Договоры ВТО и ЕАЭС регулируют закупки.  
• Правительство РФ устанавливает меры с учетом международных договоров.  

Применение мер национального режима

• Национальный режим может не применяться для нужд обороны и субъектов естественных монополий.  
• Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, также освобождены от минимальной обязательной доли закупок.  

Исключения и применение мер

• Хозяйственные общества, приобретающие товары, работы, услуги для оборонного заказа, критической инфраструктуры или технологического суверенитета, должны применять меры запрета, ограничения и преимущества.  
• Все остальные хозяйственные общества, не относящиеся к перечисленным категориям, применяют минимальную обязательную долю закупок.  

Постановление правительства 1875

• Преимущества распространяются только на товары, запреты и ограничения — на товары, работы и услуги.  
• Российские товары включают товары из стран-участниц Евразийского экономического союза.  

Преимущества товаров

• Если товар не найден в первом или втором приложении, на него распространяются преимущества.  
• Преимущества работают по остаточному принципу.  

Запреты на закупки

• Приложение 1 содержит запреты на закупки определенных услуг и работ.  
• Проверяется место регистрации участника закупки, а не поставщика товара.  

Проверка товаров

• При закупке товаров проверяется место происхождения товара, а не регистрация поставщика.  
• Товары группируются на основании общероссийского классификатора продукции ОКПД-2.  

Проблемы с кодификацией

• Наименование товара в классификаторе ОКПД-2 может не совпадать с наименованием в приложениях.  
• Решение о кодификации принимается на основе функционального признака.  

Медицинские изделия

• Для медицинских изделий учитываются не только кодификация и наименование, но и дополнительные признаки.  
• Пример с дефибрилляторами: важно учитывать номенклатурную классификацию медицинских изделий.  

Кодификация товаров по ОКПД 2

• Постановление правительства №213 требует углубленной кодификации товаров до девятого знака ОКПД 2.  
• Важно кодифицировать товары до последнего знака для правильного применения национального режима.  

Минимальная обязательная доля закупок

• Приложение №3 требует кодификации товаров до последнего знака ОКПД 2 для расчета минимальной обязательной доли закупок.  
• Объем закупок рассчитывается исходя из общего объема товаров, попадающих под соответствующую группировку.  

Преимущества и национальный режим

• Преимущества применяются автоматически, если товар не указан в приложениях №1 и №2.  
• Национальный режим всегда работает для товаров, кроме работ и услуг, которые указаны только в приложении №1.  

Проблемы с объединением товаров

• Постановление позволяет смешивать товары из разных приложений, что создает сложности.  
• Рекомендуется проводить закупки для товаров, подпадающих под разные меры, отдельными закупками.  

Объединение мер

• Объединение мер возможно, но есть исключения.  
• Пример: арматура электроизоляционная с пластмассовым.  

Важный пункт

• Преимущество предоставляется при условии наличия второй заявки с иностранными товарами.  
• Это касается как товаров, указанных в приложениях 1 и 2, так и не указанных.  

Чистые и смешанные случаи

• Разделение на чистые и смешанные случаи.  
• В чистых случаях товар либо в запрете, либо в ограничении, либо нет.  

Применение запретов и ограничений

• Запрет считается более высоким, так как невозможно купить иностранный товар.  
• Ограничения и преимущества применяются последовательно.  

Исключения из запретов и ограничений

• Случаи, когда запреты и ограничения не применяются.  
• Императивные случаи: для нужд обороны и безопасности, офсетные контракты, аптечные организации.  
• Возможные случаи: разрешение Минпромторга, государственный оборонный заказ, лизинг, программное обеспечение, ценовые критерии.  

Покупка иностранных товаров

• Можно покупать иностранные товары, если не устанавливать запрет в документации.  
• В первом случае можно купить одну штуку до 300 тысяч рублей, во втором - несколько штук на сумму до 1 миллиона рублей.  
• Обоснование начальной максимальной цены договора не должно использовать источник ценовой информации с ценой выше 300 тысяч рублей.  

Ограничения и запреты

• Подшипники можно купить до 3 тысяч рублей за штуку или на сумму до 30 тысяч рублей.  
• Запреты и ограничения могут не применяться для товаров, несовместимых с товарными знаками, и для медицинских товаров.  

Исключения для силовиков и спортивных товаров

• Силовики могут не соблюдать запреты при определенных обстоятельствах.  
• Спортивное оружие и его запасные части также могут не подпадать под ограничения.  

Смешанные случаи

• В смешанных случаях запреты и ограничения могут не применяться, но преимущества всегда будут действовать.  
• Если участник закупки предлагает российский товар, ему будет дано преимущество.  

Преимущества и их применение

• Преимущества всегда будут работать, даже если запреты и ограничения не применяются.  
• Важно анализировать заявку на предмет предложенного товара.  

Программное обеспечение

• Программное обеспечение включено в приложение номер один.  
• Запрет на приобретение иностранного ПО действует для заказчиков по 44-ФЗ.  
• Программное обеспечение может быть включено в состав объекта закупки.  

Применение запрета

• Запрет применяется независимо от вида договора и прав на программное обеспечение.  
• Программное обеспечение может быть приобретено в виде электронного или материального носителя.  

Примеры применения

• Любое программное обеспечение, включенное в состав оборудования, должно соответствовать запрету.  
• Пример: покупка пожарной сигнализации с сервером.  

Программно-аппаратный комплекс

• Программно-аппаратный комплекс также подпадает под запрет.  
• Минфин разъяснил, что права на ПО должны передаваться для применения запрета.  

Исключение из запрета

• Исключение из запрета возможно, если ПО не подходит по функциональным характеристикам.  
• В документации должно быть указано обоснование неприменения запрета.  

Смешивание товаров

• Некоторые товары, работы и услуги нельзя смешивать, например, музыкальные инструменты и медицинские изделия.  
• Лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно важных, также нельзя смешивать.  

Подтверждение страны происхождения

• Подтверждение страны происхождения товара зависит от типа товара.  
• Для товаров из ЕАЭС используется реестр российской и евразийской промышленной продукции.  

Преимущества и подтверждения

• Подтверждение страны происхождения товара для преимуществ зависит от типа закона.  
• Для 44-ФЗ требуется указание наименования страны происхождения товара.  

Российская промышленная продукция и товар российского происхождения

• Российская промышленная продукция производится на территории РФ и соответствует критериям.  
• Товар российского происхождения означает, что товар произведен на территории РФ.  

Методы подтверждения происхождения товара

• Подтверждение осуществляется на основе реестровой записи из реестра российской или евразийской промышленной продукции.  
• Дополнительно указывается номер реестровой записи и совокупное количество баллов.  

Реестр российской промышленной продукции

• Ведется на основании постановления правительства №719 от 2015 года.  
• Включает данные о товарах, произведенных в РФ, и их соответствие критериям.  

Подтверждение соответствия

• Производитель должен подтверждать соответствие критериям.  
• Номер реестровой записи важен для подтверждения страны происхождения товара.  

Уровень радиоэлектронной продукции

• Важен для ряда позиций, включая компьютеры.  
• Уровень радиоэлектронной продукции отличается от количества баллов.  

Проверка количества баллов

• Количество баллов для признания товара российским пересматривается ежегодно.  
• Если количество баллов не соответствует требованиям, товар считается иностранным.  

Преимущества для товаров российского происхождения

• Правительство РФ установило дополнительные преимущества для заявок с товарами российского происхождения.  
• Проверяются не только реестровые записи, но и количество баллов за совокупные операции и уровень радиоэлектронной продукции.  

Проблемы с продуктами питания и щебнем

• Продукты питания и щебень не включаются в реестр российской промышленной продукции, но должны иметь реестровые записи.  
• Ситуация с щебнем остается неясной, так как его нет в реестре.  

Проблемы с декларированием страны происхождения

• Декларирование страны происхождения товара не всегда достоверно.  
• Заказчик должен перепроверять заявленные данные.  

Характеристики товаров в реестре

• Характеристики товаров в реестре российской промышленной продукции носят ознакомительный характер.  
• Практика разделилась: половина судов считает характеристики достоверными, половина — нет.  

Проверка поставленного товара

• Проверка страны происхождения товара.  
• Проблемы с характеристиками товара, если они не совпадают с реестровой записью.  

Реестр Евразийского экономического союза

• В реестре Евразийского экономического союза нет характеристик товаров.  
• Количество баллов определяется на основании решения ЕАЭС.  

Реестр российской промышленной продукции

• Реестр российской промышленной продукции узаконен с 1 июля 2024 года.  
• Субъект промышленности должен поддерживать характеристики товара в актуальном состоянии.  

Проверка характеристик товара

• Важно, чтобы товар соответствовал указанным характеристикам.  
• Возможность отклонения товара или заявки при несоответствии характеристик.  

Ответственность за несоблюдение требований

• Ответственность за несоблюдение национального режима.  
• Штрафы за нарушение требований законодательства.  
• Изменение условий закупки при изменении товара на этапе исполнения договора.