Планируется изменить механизм пересмотра предписаний ФАС
Новым законопроектом № 632373-8 предложены изменения в закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Основные положения законопроекта: - планируется обновить основания для пересмотра содержания/порядка исполнения предписаний из-за существенных обстоятельств (ч. 11 ст. 33). В числе новых обстоятельств - несоответствие установленного в предписании порядка формирования цены на товар, предусматривающего использование биржевых/внебиржевых индикаторов цен, установленных на мировых рынках аналогичного товара, общим условиям обращения товара; - планируется установить возможность продления срока рассмотрения заявления о пересмотре предписания до 2 месяцев; - планируется определить порядок уведомления лиц о пересмотре предписания по инициативе регулятора; - вводится исключение в правило о том, что пересмотр предписания не может ухудшать положение лица, которому оно выдано; - предусмотрено, что новые положения будут распространяться на ранее выданные предписания. Проект ID № 632373-8
Вносится Правительством Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в статьи 33 и 512 Федерального закона "О защите конкуренции" Статья 1 Внести в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЭ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, №31, ст. 3434; 2011, ст. 7343) следующие изменения: 1) часть 11 статьи 33 изложить в следующей редакции: "11. Антимонопольный орган по заявлению лица, которому в предусмотренных настоящей статьей случаях выдано предписание, а также по собственной инициативе может пересмотреть содержание или порядок исполнения предписания в связи с возникновением существенных обстоятельств, которые наступили после его вынесения и исключают возможность и (или) целесообразность исполнения 1910127-У4-2023 (8.0) предписания полностью или его части. К существенным обстоятельствам относятся изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения, несоответствие установленного в предписании порядка формирования цены на товар, предусматривающего использование биржевых и внебиржевых индикаторов цен, установленных на мировых рынках аналогичного товара (далее - порядок формирования цены на товар), общим условиям обращения товара на товарном рынке. Заявление о пересмотре предписания должно быть рассмотрено антимонопольным органом в течение одного месяца со дня его поступления. Срок рассмотрения указанного заявления может быть продлен антимонопольным органом не более чем на два месяца в связи с необходимостью его дополнительного рассмотрения, а также получения дополнительной информации для принятия решения о пересмотре предписания. В случае пересмотра предписания антимонопольным органом по собственной инициативе антимонопольный орган уведомляет лицо, которому выдано такое предписание, о наличии оснований для пересмотра предписания. Лицо, которому выдано предписание, в течение десяти рабочих дней с момента получения уведомления 1910127-Уч-2023 (8.0) антимонопольного органа о наличии основании для пересмотра предписания вправе представить в антимонопольный орган доводы в отношении наличия или отсутствия оснований для пересмотра предписания и соответствующие доказательства, которые антимонопольный орган оценивает при принятии решения о пересмотре предписания. Порядок пересмотра предписания устанавливается антимонопольным органом. Пересмотр предписания не может ухудшать положение лица, которому выдано предписание, за исключением случая, если основанием для пересмотра предписания явилось несоответствие установленного в предписании порядка формирования цены на товар общим условиям обращения товара на товарном рынке. В случае пересмотра предписания в связи с таким несоответствием цена товара после пересмотра предписания должна соответствовать цене, установленной на бирже при соблюдении условий, установленных частями 5-7 статьи 6 настоящего Федерального закона, либо цене, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке на территории Российской Федерации, а при отсутствии такого рынка на территории Российской Федерации - сумме необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. При пересмотре 1910127-Уч-2023 (8.0) предписания антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о пересмотре предписания."; 2) статью 512 дополнить частью 2 1 следующего содержания: "21 . По заявлению лица, которому по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства выдано предписание, а также по собственной инициативе антимонопольный орган может пересмотреть содержание или порядок исполнения предписания в связи с возникновением существенных обстоятельств, которые наступили после его вынесения и исключают возможность и (или) целесообразность исполнения предписания полностью или его части. К существенным обстоятельствам относятся изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения, несоответствие установленного в предписании порядка формирования цены на товар общим условиям обращения товара на товарном рынке. В случае пересмотра предписания в связи с таким несоответствием цена товара должна соответствовать цене, установленной на бирже при соблюдении условий, установленных частями 5-7 статьи 6 настоящего Федерального 1910127-Уч-2023 (8.0) закона, либо цене, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке на территории Российской Федерации, а при отсутствии такого рынка на территории Российской Федерации - сумме необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.". Статья 2 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года. 2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на предписания, выданные антимонопольным органом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. 3. Пересмотр антимонопольным органом предписания, выданного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 33 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЭ "О защите конкуренции" (в редакции настоящего Федерального закона), приводящий к ухудшению положения лица, которому выдано предписание, допускается только в связи с несоответствием установленного в предписании порядка формирования цены на товар, предусматривающего использование биржевых 1910127-УЧ-2023 (8.0) и внебиржевых индикаторов цен, установленных на мировых рынках аналогичного товара, общим условиям обращения товара на товарном рынке. Президент Российской Федерации