Законопроект, который внесет изменения в Бюджетный кодекс одобрен на заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам. «Документ направлен на повышение качества и эффективности финансового контроля за счет расширения сфер его применения и дополнения этой сферы новыми методами предварительного контроля», — отметил замминистра финансов Алексей Лавров. Он подчеркнул, что деятельность в рамках предварительного контроля осуществляется и на текущий момент, но только на основе разовых поручений руководителей на федеральном, региональном и местном уровнях. Законопроект Минфина позволяет оформить практику законодательно, обеспечить её нормативно и методически. Предлагается три новых метода предварительного контроля, среди которых анализ деятельности главных распорядителей и получателей бюджетных средств, наблюдение за финансовыми операциями объектов контроля и контрольный мониторинг. Законопроект № 532893-8
Вносится Правительством Российской Федерации Проект ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации
Статья 1 Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2013, № 31, ст. 4191; 2016, № 1, ст. 26; 2018, № 30, ст. 4557; 2019, № 30, ст. 4101; 2020, № 14, ст. 2001; 2021, № 27, ст. 5072; № 49, ст. 8148; 2023, № 16, ст. 2765) следующие изменения: 1) абзац двенадцатый пункта 1 статьи 1661 после слов "казначейских платежей" дополнить словами "(далее - казначейский мониторинг)"; 2) в статье 24213-1: а) наименование изложить в следующей редакции: "Статья 24213-1. Казначейский мониторинг"; б) в пункте 1 слово "бюджетный" заменить словом "казначейский"; в) в пункте 2 слово "бюджетного" заменить словом "казначейского"; г) в пункте 4 слово "бюджетного" заменить словом "казначейского"; 3) в статье 265: а) пункт 2 после слова "контрольной" дополнить словами "и экспертно-аналитической"; б) пункт 3 после слова "контрольной" дополнить словами "и экспертно-аналитической"; 4) в статье 2671: а) пункт 1 дополнить словом ", анализ"; б) в пункте 4 слово "анализ" заменить словом "изучение"; в) дополнить пунктами 6 - 10 следующего содержания: "6. Под анализом в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается исследование отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта контроля (группы объектов контроля), систематизация результатов исследования, а также причин и последствий нарушений (недостатков), выявленных в пределах компетенции органа государственного (муниципального) финансового контроля. Результаты анализа оформляются заключением. 7. Методами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля помимо методов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, являются наблюдение, бюджетный мониторинг в системе внутреннего государственного финансового контроля (далее - контрольный мониторинг). 8. Под наблюдением в целях осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля понимается сбор и обработка данных об объекте контроля, имеющихся у органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе данных, поступающих в ходе межведомственного информационного взаимодействия, а также содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных общедоступных данных, для выявления рисков и признаков нарушений. В ходе наблюдения оформляются предостережения в установленных статьей 2702 настоящего Кодекса случаях. 9. Под контрольным мониторингом в целях осуществления внутреннего государственного финансового контроля понимается взаимодействие Федерального казначейства и объекта контроля, направленное на обеспечение выполнения объектом контроля положений правовых актов, в том числе требований и рекомендаций по их соблюдению, условий договоров (соглашений), в рамках полномочий, определенных пунктом 1 статьи 2692 настоящего Кодекса (далее - предмет контрольного мониторинга), и осуществляемое в электронной форме с использованием информационных систем в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне. Контрольный мониторинг осуществляется в порядке и случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации. В ходе проведения контрольного мониторинга Федеральным казначейством составляются мотивированные мнения. Федеральным казначейством не осуществляются иные методы государственного (муниципального) финансового контроля (проверки, ревизии, анализ, обследование, наблюдение) в отношении предмета контрольного мониторинга за период, в котором в отношении объекта контроля проводится (проведен) контрольный мониторинг, за исключением следующих случаев: досрочное прекращение контрольного мониторинга; невыполнение объектом контроля мотивированного мнения (мотивированных мнений) Федерального казначейства; поступление поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации о проведении контрольных мероприятий. 10. Встречные проверки проводятся в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля: органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в рамках проведения ими анализа; Федеральным казначейством в рамках проведения им контрольного мониторинга. В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в ходе анализа органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может проводиться изучение финансовых и хозяйственных операций объекта контроля в целях выявления (подтверждения) нарушений в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля."; 5) в статье 2692: а) пункт 1 дополнить абзацами следующего содержания: "анализ финансово-хозяйственной деятельности (отдельных ее направлений) объектов контроля (группы объектов контроля); анализ обоснованности показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; анализ положений нормативных правовых актов и муниципальных правовых актов, обусловливающих расходные обязательства."; б) в пункте 2: в абзаце втором слова "и обследования" заменить словами ", обследования, наблюдение, анализ, контрольный мониторинг в ходе осуществления указанными органами в установленном порядке контрольной и экспертно-аналитической деятельности в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи"; абзац третий после слова "заключения," дополнить словами "рекомендации, предостережения, мотивированные мнения,"; в абзаце шестом слова "и обследований" заменить словами ", обследований, анализа, контрольного мониторинга"; в) в пункте 3: абзац первый дополнить словами ", если иное не предусмотрено статьей 2671 настоящего Кодекса"; в абзаце пятом слова "и обследований" заменить словами ", обследований, наблюдений, анализа"; в абзаце шестом слова "и обследований" заменить словами ", обследований, анализа, а также проведения наблюдений"; 6) пункт 1 статьи 2693 после слова "обследование" дополнить словами ", наблюдение, анализ, контрольный мониторинг"; 7) в статье 2702: а) наименование изложить в следующей редакции: "Статья 2702. Представления, предписания, предостережения, рекомендации, мотивированные мнения органов государственного (муниципального) финансового контроля";
б) дополнить пунктами 6 - 8 следующего содержания: "6. Под предостережением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае установления при проведении наблюдения в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля сведений (информации) о выявленных рисках, признаках нарушений и об отсутствии подтвержденных данных о совершенных нарушениях и (или) причиненном ущербе публично-правовому образованию, содержащий предложения о недопустимости нарушений (об устранении рисков, признаков нарушений и их недопущении). Предостережение может содержать требование о представлении объектом контроля сведений и документов. 7. Под рекомендациями понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, составленный по результатам анализа и содержащий выводы и предложения по повышению эффективности (результативности) осуществления финансово-хозяйственной деятельности (отдельных направлений деятельности) объекта контроля и (или) информацию о причинах и последствиях нарушений (недостатков) и (или) о признаках возможных нарушений и рисках их совершения, направляемый объекту контроля в целях принятия мер, направленных на соблюдение соответствующих требований законодательства Российской Федерации, иных документов по организации финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля, а также на устранение рисков, признаков нарушений и их недопущение. В случаях, установленных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляют копии рекомендаций главным администраторам бюджетных средств, органам исполнительной власти (органам местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя, иным органам и организациям. 8. Под мотивированным мнением понимается документ Федерального казначейства, направляемый объекту контроля при проведении контрольного мониторинга и содержащий позицию Федерального казначейства по предмету контрольного мониторинга."; 8) в абзаце третьем пункта 5 статьи 3062 слова "проводилась проверка (ревизия)" заменить словами "проводились проверка (ревизия), анализ". Статья 2 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Положения пунктов 1 и 2, абзацев четвертого (в части бюджетного мониторинга в системе внутреннего государственного финансового контроля), седьмого - тринадцатого и шестнадцатого подпункта "в" пункта 4, абзацев второго (в части бюджетного мониторинга в системе внутреннего государственного финансового контроля), третьего (в части мотивированного мнения органов государственного (муниципального) финансового контроля) и четвертого (в части бюджетного мониторинга в системе внутреннего государственного финансового контроля) подпункта "б", абзаца второго подпункта "в" пункта 5, пункта 6 (в части бюджетного мониторинга в системе внутреннего государственного финансового контроля), абзаца второго подпункта "а" (в части мотивированного мнения органов государственного (муниципального) финансового контроля) и абзаца шестого подпункта "б" пункта 7 статьи 1 настоящего Федерального закона применяются начиная с 1 января 2025 года.