С 1 января 2025 года начнет работать Государственная единая облачная платформа
Государственная единая облачная платформа станет единым комплексом для размещения и работы информационных систем и ресурсов. В Гособлаке можно будет безопасно хранить необходимые для работы данные. Так как для операций будут использоваться российские программные продукты и оборудование. постановление Правительства от 10.07.2024 № 929
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 10 июля 2024 г. № 929 МОСКВА Об утверждении Положения о государственной единой облачной платформе Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т : 1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной единой облачной платформе. 2. Установить, что: а) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечивает предоставление облачных услуг посредством государственной единой облачной платформы в целях размещения и обеспечения функционирования информационных систем и информационных ресурсов органов государственной власти, государственных органов, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", государственных учреждений, государственных внебюджетных фондов, публично-правовых компаний, некоммерческих организаций, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций; б) участник эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов органов государственной власти, государственных органов, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", государственных учреждений, государственных внебюджетных фондов, публично-правовых компаний, некоммерческих организаций, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, в государственную единую облачную платформу, а также по обеспечению доступа к коммуникационным сервисам автоматизированного рабочего места органам государственной власти, государственным органам, органам публичной власти федеральной территории "Сириус", государственным учреждениям, государственным внебюджетным фондам, некоммерческим организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, и автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации", предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. № 1114 "О проведении эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов органов государственной власти, государственных органов, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", государственных учреждений, государственных внебюджетных фондов, публично-правовых компаний, некоммерческих организаций, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, в государственную единую облачную платформу, а также по обеспечению доступа к коммуникационным сервисам автоматизированного рабочего места органам государственной власти, государственным органам, органам публичной власти федеральной территории "Сириус", государственным учреждениям, государственным внебюджетным фондам, некоммерческим организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, и автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" (далее - эксперимент), после завершения эксперимента на добровольной основе в соответствии с требованиями Положения, утвержденного настоящим постановлением, становится потребителем государственной единой облачной платформы (далее - потребитель) на основании: совместных ведомственных актов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти; соглашений о взаимодействии, заключаемых между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и иными участниками эксперимента; в) функционирование государственной единой облачной платформы осуществляется в соответствии со следующими требованиями, устанавливаемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: требования к обеспечению информационной безопасности в рамках предоставления облачных услуг посредством государственной единой облачной платформы; требования к центрам обработки данных государственной единой облачной платформы; требования к оптимизации архитектуры информационных систем и информационных ресурсов потребителей при их размещении в государственной единой облачной платформе; требования к облачным услугам, предоставляемым посредством государственной единой облачной платформы, а также к порядку и методологии перевода информационных систем и информационных ресурсов потребителей в государственную единую облачную платформу. 3. Предоставление вычислительных ресурсов государственной единой облачной платформы в целях размещения и обеспечения функционирования информационных систем и информационных ресурсов потребителей осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства как получателя средств федерального бюджета. 4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 г. Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2024 г. № 929 П О Л О Ж Е Н И Е о государственной единой облачной платформе I. Общие положения 1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и основные принципы функционирования государственной единой облачной платформы, а также основные группы облачных услуг, предоставляемых посредством государственной единой облачной платформы, состав участников государственной единой облачной платформы и их функции. 2. Для целей настоящего Положения применяются следующие термины и определения: "государственная единая облачная платформа" - единый централизованный территориально распределенный комплекс, предназначенный для размещения и функционирования информационных систем и информационных ресурсов органов государственной власти, государственных органов, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", государственных учреждений, государственных внебюджетных фондов, публично-правовых компаний, некоммерческих организаций, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, обеспечивающий предоставление облачных услуг поставщиками, а также обеспечивающий централизованный мониторинг функционирования облачных услуг; "поставщики" - юридические или физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, предоставляющие облачные услуги; "потребители" - органы государственной власти, государственные органы, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", государственные учреждения, государственные внебюджетные фонды, публично-правовые компании, некоммерческие организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, использующие облачные услуги посредством государственной единой облачной платформы; "облачные услуги" - услуги по предоставлению удаленных ресурсов и сервисов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. 3. Иные понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. II. Цели, задачи и основные принципы функционирования государственной единой облачной платформы 4. Государственная единая облачная платформа обеспечивает предоставление облачных услуг потребителям с возможностью масштабирования, совместного использования и перераспределения объемов облачных услуг между потребителями для повышения эффективности расходования средств потребителя на приобретение и эксплуатацию необходимых вычислительных ресурсов. 5. Государственная единая облачная платформа обеспечивает решение следующих задач: а) обеспечение потребности потребителей в облачных услугах, управление параметрами и уровнем предоставления облачных услуг, мониторинг функционирования всех элементов государственной единой облачной платформы; б) снижение рисков для потребителей, связанных с возникновением сбоев в функционировании информационных систем, информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; в) оперативный контроль количественных и качественных показателей оказываемых облачных услуг; г) обеспечение необходимого уровня информационной безопасности для информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и размещаемых на ней информационных систем и информационных ресурсов потребителей; д) реализация мероприятий по периодическому внутреннему и внешнему контролю состояния обеспечения информационной безопасности государственной единой облачной платформы, а также выявление угроз безопасности информации и уязвимостей. 6. Государственная единая облачная платформа функционирует на основе следующих принципов: а) открытость - недискриминационный доступ поставщиков в государственную единую облачную платформу; б) масштабируемость - требуемая отказоустойчивость и производительность при увеличении количества потребителей, а также объема обрабатываемых данных; в) адаптируемость - возможность непрерывного совершенствования функциональности при изменении законодательства Российской Федерации и развитии информационных технологий; г) технологическая независимость - программное обеспечение, программно-аппаратные комплексы, входящие в состав государственной единой облачной платформы, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в области импортозамещения; д) безопасность - функционирование государственной единой облачной платформы, осуществляемое в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, в том числе в соответствии с требованиями к обеспечению конфиденциальности, целостности и доступности информации, недопущения несанкционированных действий, в частности, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования и уничтожения информации. 7. Функции по управлению государственной единой облачной платформой реализуются через федеральную государственную информационную систему "Управление государственной единой облачной платформой" при осуществлении Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации следующих мероприятий: а) оперативный контроль количественных и качественных показателей облачных услуг, предоставляемых посредством государственной единой облачной платформы; б) сбор и анализ информации о потребностях потребителей в новых и (или) дополнительных облачных услугах поставщиков, а также об изменениях объема указанных облачных услуг; в) управление распределением облачных услуг поставщиков между потребителями для более эффективного их использования путем формирования заказов; г) информационно-методическое обеспечение потребителей по функционированию государственной единой облачной платформы; д) оптимизация использования облачных услуг посредством государственной единой облачной платформы; е) взаимодействие с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. III. Основные группы облачных услуг, предоставляемых посредством государственной единой облачной платформы 8. Государственная единая облачная платформа обеспечивает возможность предоставления потребителям следующих групп облачных услуг: а) предоставление вычислительных ресурсов и ресурсов хранения данных; б) конфигурирование виртуальных машин и их сопровождение, предоставление балансировки нагрузки информационнотелекоммуникационной инфраструктуры; в) предоставление объектной системы хранения данных; г) предоставление системы управления резервным копированием; д) предоставление управляемых кластеров контейнеров; е) предоставление программной инфраструктуры витрин данных; ж) предоставление системного программного обеспечения; з) предоставление каналов связи; и) предоставление публичных IPv4-адресов; к) обеспечение информационной безопасности; л) предоставление комплектов средств защиты информации; м) предоставление аппаратных средств; н) предоставление программно-аппаратных комплексов; о) предоставление защищенного размещения средств защиты информации, в том числе криптографического оборудования; п) иные группы облачных услуг, необходимые потребителям, предоставление которых возможно обеспечить в рамках государственной единой облачной платформы. IV. Участники государственной единой облачной платформы и их функции 9. Участниками государственной единой облачной платформы являются: а) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; б) поставщики; в) потребители. 10. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: а) обеспечивает предоставление облачных услуг посредством государственной единой облачной платформы в целях размещения и обеспечения функционирования информационных систем и информационных ресурсов потребителей в соответствии с совместными ведомственными актами Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также соглашениями о взаимодействии, заключенными между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и иными потребителями (далее - совместные ведомственные акты (соглашения о взаимодействии), в рамках перевода информационных систем и информационных ресурсов потребителей в государственную единую облачную платформу, а также обеспечивает заключение совместных ведомственных актов (соглашений о взаимодействии); б) обеспечивает функционирование государственной единой облачной платформы, в том числе разрабатывает и (или) принимает: регламент взаимодействия участников государственной единой облачной платформы; регламент организации защищенного подключения потребителей; регламент управления заказами в рамках предоставления облачных услуг посредством государственной единой облачной платформы. 11. Поставщики определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 12. Поставщики: а) предоставляют облачные услуги посредством государственной единой облачной платформы, а также метрики утилизации для централизованного мониторинга облачных услуг; б) осуществляют поддержку бесперебойного функционирования информационных систем и информационных ресурсов потребителей с использованием государственной единой облачной платформы; в) принимают технические и организационные меры по обеспечению информационной безопасности государственной единой облачной платформы. 13. В целях получения статуса потребителя органы государственной власти, государственные органы, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", государственные учреждения, государственные внебюджетные фонды, публично-правовые компании, некоммерческие организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, направляют в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации запрос о предоставлении облачных услуг посредством государственной единой облачной платформы в целях размещения и обеспечения функционирования их информационных систем и информационных ресурсов, содержащий сведения об информационных системах и информационных ресурсах потребителя, планируемых к переводу в государственную единую облачную платформу, перечень облачных услуг, предоставляемых посредством государственной единой облачной платформы, а также их количественные характеристики. 14. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение 10 рабочих дней после получения и рассмотрения запроса, указанного в пункте 13 настоящего Положения, обеспечивает направление в президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности материалов по вопросу присвоения заявителю статуса потребителя. Присвоение статуса потребителя осуществляется по решению указанного президиума в срок, не превышающий 45 рабочих дней. 15. В течение 20 рабочих дней после присвоения статуса потребителя Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выпускает совместный ведомственный акт (заключает соглашение о взаимодействии) с потребителем. 16. Совместный ведомственный акт (соглашение о взаимодействии) содержит положения, отражающие предмет совместного ведомственного акта (соглашения о взаимодействии), основные понятия, модели предоставления облачных услуг, права и обязанности сторон, сведения о конфиденциальности, сведения о лицах, ответственных за организационно-техническое обеспечение реализации взаимодействия в рамках перевода информационных систем и информационных ресурсов потребителей в государственную единую облачную платформу, а также информацию о месте нахождения, адресе и реквизитах сторон. 17. Потребитель: а) определяет потребность в облачных услугах, предоставляемых посредством государственной единой облачной платформы; б) обеспечивает перевод информационных систем и информационных ресурсов потребителя в государственную единую облачную платформу; в) обеспечивает необходимый уровень информационной безопасности для размещаемых в государственной единой облачной платформе информационных систем и информационных ресурсов потребителя; г) вправе обращаться в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации за методической поддержкой по вопросам функционирования государственной единой облачной платформы; д) представляет в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по его запросу документы и сведения, касающиеся архитектуры и функционирования информационных систем и информационных ресурсов потребителя, планируемых к переводу в государственную единую облачную платформу. 18. При размещении информационных систем и информационных ресурсов потребителя в государственной единой облачной платформе допускается использование потребителем технических и программных средств, на которые у потребителя имеются соответствующие права