Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Национальный режим с 01.01.2025 существенные изменения в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

С 1 января 2025 года в рамках национального режима в в сфере государственных закупок, регулируемых законами 44-ФЗ (о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) и 223-ФЗ (о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц) вступают в силу новые правила, которые повлияют на порядок заключения контрактов и условия для поставщиков. Описанные изменения включают следующие ключевые моменты:

1. Преимущество для отечественных товаров:

  • Условие: Если участник торгов предлагает только отечественные товары, его ценовое предложение будет снижено на 15% при подведении итогов торгов, включая случаи проведения электронных аукционов.
  • Как это работает: Снижение цены на 15% будет учитываться при расчете победителя торгов. Однако, если этот участник выигрывает, контракт с ним будет заключен по предложенной им первоначальной цене — без понижения на 15%.
  • Цель: Это правило направлено на поддержку отечественных производителей, увеличивая конкурентоспособность их продукции на государственных торгах.

2. Запрет на допуск иностранного товара:

  • Условие: Если для какой-либо закупки установлен запрет на допуск иностранной продукции, этот запрет будет распространяться не только на открытые торги, но и на случаи, когда контракт заключается с единственным поставщиком.
  • Как это работает: Если в какой-либо сфере или для конкретной закупки устанавливается запрет на иностранную продукцию (например, из-за соображений безопасности или экономической политики), то запрет будет действовать и в случае, когда заказчик заключает контракт с единственным поставщиком, а не через торги.
  • Цель: Это правило также направлено на стимулирование потребления отечественных товаров и защиты национальных производителей.

3. Правило «второй лишний»:

  • Суть: Это правило связано с аннулированием заявок, которые не соответствуют требованиям конкурса или аукциона. По новому принципу, если заявка нарушает правила и исключается из конкурса, то следующая по очереди заявка, которая также имеет существенные нарушения, будет признана недействительной (так называемое правило «второй лишний»).
  • Цель: Это правило позволяет повысить качество заявок и снизить количество недобросовестных или неправомерных предложений, улучшая общий процесс закупок и их результативность.
Эти изменения должны привести к улучшению условий для отечественных производителей, а также усилению контроля за качеством продукции и соблюдением законодательства при заключении госконтрактов.
Национальный режим с 01.01.2025

Основные положения
При осуществлении закупок предоставляется национальный режим, который обеспечивает товару из иностранного государства, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом (далее – ТРУ иностранного происхождения) равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом (далее – ТРУ российского происхождения), за исключением мер, принятых Правительством Российской Федерации в виде постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 (далее – Постановление № 1875).

Постановлением № 1875 в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона № 44ФЗ установлены: - запрет закупок ТРУ иностранного происхождения по перечню согласно Приложению № 1 к постановлению № 1875 (далее – Перечень № 1); - ограничение закупок ТРУ иностранного происхождения по перечню согласно Приложению № 2 к постановлению № 1875 (далее – Перечень № 2); - преимущество в отношении товаров российского происхождения (перечень не установлен, применяется при закупке товаров, не обозначенных в перечнях № 1 и № 2) (за исключением лекарственных препаратов, содержащихся в позиции 433 Перечня № 2 и относящихся к ЖНВЛП, при закупке которых также применяется преимущество).

Способы закупок, при осуществлении которых применяются: запрет – конкурентные закупки и закупки у ед.поставщика; ограничение – конкурентные закупки и закупки у ед.поставщика в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ; преимущество – конкурентные закупки и закупки у ед.поставщика в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с п. 4 Постановления № 1875 положения обозначенного акта, касающиеся ТРУ российского происхождения, применяются также в отношении ТРУ, происходящих из государств-членов Евразийского экономического союза (далее – государства ЕАЭС), то есть ТРУ из государств ЕАЭС предоставляются равные условия с ТРУ российского происхождения. К государствам ЕАЭС помимо Российской Федерации относятся: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Киргизская Республика.

В соответствии с положениями Постановления № 1875 запрет, ограничение и преимущество распространяются также на товары: - являющиеся предметом финансовой аренды (лизинга); - поставляемые при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Позиция Перечня № 1 и Перечня № 2 применяется, если в объект закупки включены товар, работа, услуга, наименование которых указано в графе 2 "Наименование товара, работы, услуги" и которые включены в код, указанный в графе "Код товара, работы, услуги по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" или если в объект закупки включен товар, наименование которого указано в графе "Наименование товара" и который включен в код, указанный в графе "Код товара по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)". При этом если в объект закупки включено медицинское изделие, соответствующая позиция применяется, если закупаемое медицинское изделие также относится к указанному в графе "Наименование товара, работы, услуги" или графе "Наименование товара" коду вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Если иное не предусмотрено Законом № 44-ФЗ и принятыми в соответствии с ним НПА, в том числе Постановлением № 1875, допускается включать в один объект закупки ТРУ, как указанные в перечнях № 1 и № 2, так и не указанные в таких перечнях, при этом: к включенным в объект закупки ТРУ, указанным в Перечне № 1, применяются положения Постановления № 1875, касающиеся запрета; к включенным в объект закупки ТРУ, указанным в Перечне № 2, применяются положения Постановления № 1875, касающиеся ограничения; к включенным в объект закупки товарам, не указанным в перечнях № 1 и № 2, применяются положения Постановления № 1875, касающиеся преимущества, которое предоставляется при условии, что закупаемые товары, как входящие в перечни № 1 и № 2, так и не входящие в них, только российского происхождения. При этом пп. «г» п. 4 Постановления № 1875 установлено, что при осуществлении конкурентных закупок не могут быть включены в предмет одного контракта: товары, указанные в позициях 143 и 144 перечня № 2 и не указанные в таких позициях; товары, указанные в позициях 145, 149 и 150 перечня № 2 и не указанные в таких позициях; товары, указанные в позициях 146 - 148, 151 - 153 и 162 перечня № 2 и не указанные в таких позициях; товары, указанные в позиции 154 перечня № 2 и не указанные в такой позиции; товары, указанные в позициях 155 - 160 перечня № 2 и не указанные в таких позициях; товары, указанные в позиции 161 перечня № 2 и не указанные в такой позиции; товары, указанные в позиции 163 перечня № 2 и не указанные в такой позиции; товары, указанные в позициях 17, 139 - 141 перечня № 1, 179, 189, 320 (в части дефибрилляторов), 362 - 432 перечня № 2 и не указанные в таких позициях;

товары, указанные в позиции 237 перечня № 2, громкоговорители, усилители электрические звуковых частот, установки электрических усилителей звука, соответствующие кодам ОКПД2 26.40.42.110, 26.40.43.110, 26.40.43.120, из числа товаров, указанных в позиции 241 перечня № 2, с другими товарами; микрофоны и подставки для них, соответствующие коду ОКПД2 26.40.41.000, из числа товаров, указанных в позиции 241 перечня № 2, с другими товарами; в случае, если в соответствии с Законом № 44-ФЗ и принятыми в соответствии с ним НПА допускается включение в предмет одного контракта лекарственных препаратов с различными МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями (п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ), то не могут быть предметом одного контракта: - указанные в позиции 433 Перечня № 2 лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП (за исключением лекарственных препаратов, включенных в Перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 06.07.2010 г. № 1141-р (далее – Перечень стратегически значимых лекарственных средств), и не включенные в перечень ЖНВЛП; - указанные в позиции 433 Перечня № 2 лекарственные препараты, включенные в Перечень стратегически значимых лекарственных средств, и не включенные в Перечень стратегически значимых лекарственных средств.



Особенности определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, начальной цены единицы работы, услуги для осуществления закупки, объект закупки которой включает товары, указанные в перечнях № 1 и (или) № 2 (применяются также при закупке поставляемых товаров): - при определении идентичности и однородности товаров в соответствии с ч. 13 и 14 ст. 22 Закона № 44-ФЗ подлежат учету исключительно товары, происходящие из государств ЕАЭС; - при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный ч. 5 ст. 22 Закона № 44-ФЗ запрос информации о цене товаров, указанных в позициях 1 – 145 (не включено ПО) Перечня № 1, позициях 1 – 432 (не включены лек.препараты и пищевые продукты) Перечня № 2, субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в ГИСП. Если в этой системе содержится информация менее чем о трех субъектах деятельности в сфере промышленности, осуществляющих производство включенного в объект закупки товара из числа указанных товаров, заказчик также направляет такой запрос поставщикам, которые осуществляют поставку происходящих из государств ЕАЭС товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии - однородных товаров), и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится в ЕИС в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

При этом такие особенность не применяются при наступлении одного из следующих случаев: осуществляется закупка товара, включенного в объект закупки, в отношении которого в соответствии с ч. 22 ст. 22 Закона № 44-ФЗ установлен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (такие особенности определены: приказом Минпрома России от 28.02.2023 № 639 (продукция судостроительной промышленности), приказом Минтранспорта России от 20.10.2021 № 351 (регулярные перевозки пассажиров и багажа), приказ Росгвардии от 15.02.2021 № 45 (охранные услуги), приказы Минздрава России от 15.05.2020 № 450н (мед.изделия), от 19.12.2019 № 1064н (лек.препараты), приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр (строительство, реконструкция ОКС); ПП РФ от 18.08.2010 № 636 (энергосервисный контракт);

если при осуществлении закупки товара заказчиком в случаях, предусмотренных п. 5 Постановления № 1875, не применяется запрет; осуществляется закупка товара в количестве одной штуки и НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 5 тыс. рублей; осуществляется закупка товаров, при которой НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 1 млн рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 5 тыс. рублей.

При описании товара, являющегося объектом закупки (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), в отношении которого установлены запрет, ограничение или преимущество, указываются характеристики товара российского происхождения.

Запрет, ограничение, преимущество не применяются при осуществлении закупки, при которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами, предусматривающий поставку товара, произведенного исключительно на создаваемом, модернизируемом, осваиваемом в соответствии с таким контрактом производстве.
2025-01-06 10:00