Письмо Минфина о применении национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами ю
Участникам контрактной системы в сфере закупок
Заказчикам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации
В связи с поступлением вопросов о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление № 1875), разработанного Минфином России совместно с федеральными органами исполнительной власти во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 24 августа 2024 г. № ДГ-П13-27596 и решений, содержащихся в протоколах совещаний в Аппарате Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2024 г. № П13-61пр и от 13 ноября 2024 г. № АУ-П9-30пр, Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), руководствуясь пунктами 4.6.1 и 4.6.2 Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 мая 2017 г. № 389 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации", сообщает следующее.
Федеральное правительство ввело меры для предоставления национального режима при закупках товаров, работ и услуг (ТРУ) для государственных и муниципальных нужд.
Основные меры:
Запрет закупок ТРУ иностранного происхождения.
Ограничение закупок ТРУ иностранного происхождения.
Преимущество для ТРУ российского происхождения.
Минимальная обязательная доля закупок российских товаров.
2. Применение мер
Запрет: Касается товаров из перечня № 1, включая промышленные товары, программное обеспечение и аудиторские/консультационные услуги.
Ограничение: Касается товаров из перечня № 2, включая промышленные товары, медицинские изделия, лекарственные препараты и пищевые продукты.
Преимущество: Предусматривается для товаров, не указанных в перечнях № 1 и № 2, за исключением лекарственных препаратов из позиции 433 перечня № 2.
Минимальная доля: Применяется только к отдельным заказчикам (например, хозяйственным обществам).
3. Группировка заказчиков
Первая группа: Заказчики по Закону № 44-ФЗ и большинство заказчиков по Закону № 223-ФЗ. Для них применяются все четыре меры (запрет, ограничение, преимущество, минимальная доля).
Вторая группа: Хозяйственные общества, осуществляющие закупки для специальных целей (например, оборонный заказ, использование атомной энергии). Для них применяется минимальная доля, а запрет, ограничение и преимущество действуют только в особых случаях.
Третья группа: Остальные хозяйственные общества. Для них действует только минимальная доля.
4. Подтверждение страны происхождения
Для подтверждения российского происхождения товаров или программного обеспечения используется номер реестровой записи из соответствующих реестров:
Реестра российской промышленной продукции.
Реестра российского программного обеспечения.
Если товар производится в России, но не включен в реестры, его происхождение считается неподтвержденным, и он участвует в закупке как иностранный товар.
5. Особенности применения мер
5.1. Запрет
Применяется ко всем способам определения поставщика, включая закупки у единственного поставщика.
Если объект закупки содержит товары из перечня № 1, заявка с предложением иностранных товаров отклоняется.
5.2. Ограничение
Применяется только при конкурсных закупках.
Если есть предложение российского товара, заявка с предложением иностранного товара отклоняется.
5.3. Преимущество
Применяется, если объект закупки включает хотя бы один товар, не указанный в перечнях № 1 и № 2.
Предложение российского товара получает снижение ценового предложения на 15%.
5.4. Минимальная доля
Устанавливается для отдельных заказчиков, таких как хозяйственные общества.
Не применяется к конкурентным закупкам, где действуют другие меры.
6. Рассмотрение сложных случаев
Если объект закупки объединяет товары из разных перечней (№ 1, № 2 и не входящие в них), меры применяются дифференцированно:
Для товаров из перечня № 1 — запрет.
Для товаров из перечня № 2 — ограничение.
Для остальных товаров — преимущество.
В случае отсутствия производства российского товара, характеристики могут не указываться, но заказчик должен декларировать невозможность их использования.
7. Переходные положения
До 01.09.2025 допускается использование сертификатов о происхождении товаров (форма СТ-1) для подтверждения российского происхождения некоторых групп товаров.
Для медицинских изделий (позиции 400–432 перечня № 2) временно не требуются номера реестровых записей.
8. Закупки в рамках гособоронзаказа
Запрещаются закупки товаров из иностранных государств для выполнения мероприятий гособоронзаказа.
Если запрет не применяется (по причине отсутствия российского производства), используются ограничение или преимущество в зависимости от категории товара.
9. Лекарственные препараты
Меры ограничения и преимущества применяются только к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам (ЖНВЛП).
Для других лекарственных препаратов и ветеринарных средств меры не действуют.
10. Определение начальной цены контракта
При расчете начальной цены контракта учитываются только товары, происходящие из стран ЕАЭС.
Если товар не указан в реестре российской промышленной продукции, его цена рассчитывается как иностранный товар.
11. Процесс выдачи разрешений
Разрешение на закупку иностранного товара выдается Минпромторгом России через ГИСП (gisp.gov.ru).
Процесс включает:
Подача заявки с указанием характеристик товара.
Проверка соответствия требованиям в течение 5 рабочих дней.
Если аналог российского товара найден, запрос направляется производителям.
Разрешение выдается, если производители не подтверждают возможность поставки аналога.
Разрешение действует 18 месяцев и распространяется только на одну закупку.
12. Исключения из правил
Запрет и ограничение не применяются:
Для тест-полосок для определения глюкозы в крови.
Для запчастей и материалов к существующему оборудованию.
Для спортивного оружия и боеприпасов высших достижений.
Для малых закупок (до 300 тыс. рублей или общая сумма до 1 млн рублей, где цена единицы ≤ 300 тыс. рублей).
13. Отчетность
Заказчики обязаны формировать и размещать в ЕИС отчет об объеме закупок товаров российского происхождения.
Отчет формируется автоматически на основе данных реестра контрактов и должен быть подписан усиленной электронной подписью до 1 февраля следующего года.
14. Дополнительные моменты
Для транспортных средств предусмотрены специальные диапазоны габаритных размеров при сравнении товаров.
При необходимости можно представить дополнительные документы для подтверждения происхождения товара после заключения договора, но до приемки товара.
Недопустимо представлять такие документы уже после приемки товара, так как это противоречит закону.
Данный порядок направлен на защиту внутреннего рынка, стимулирование использования российской продукции и создание четкой системы контроля за закупками. Он регулирует порядок применения запретов, ограничений, преимуществ и минимальной доли для различных категорий заказчиков и товаров.