Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Запрет закупок ТРУ иностранного происхождения с 01.01.2025 по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Запрет закупок ТРУ иностранного происхождения

Порядок применения запрета:

Перечень № 1, содержащий ТРУ, в отношении которых установлен запрет, содержит следующие виды товаров и услуг (работы отсутствуют): - промышленные товары (позиции 1 - 145 Перечня № 1); - программа для электронных вычислительных машин и (или) баз данных (далее – ПО) (позиция № 146 Перечня № 1) - аудиторские и консультационных услуги (позиции 147 - 151 Перечня № 1). 5 2.2. При осуществлении закупки ТРУ, в отношении которых Постановлением № 1875 установлен запрет закупок ТРУ иностранного происхождения: а) При закупке товаров (в том числе поставляемых при выполнении работ, оказании услуг): - заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке иностранного товара, подлежит отклонению в соответствии с п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ (например, в случае, если представлена информация о несоответствующем количестве баллов) или в соответствии с п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ (например, в случае, если не представлены информация и документы, подтверждающие страну происхождения товара). Обращаем внимание: в соответствии пп. "д" п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ оператор электронной площадки осуществляет возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае указания иностранного государства в качестве страны происхождении товара. - заключение контракта на поставку иностранного товара с единственным поставщиком не допускается; - при исполнении контракта замена товара на иностранный не допускается. б) При закупке работ, услуг (работы Перечнем № 1 не предусмотрены): - заявка на участие в закупке, поданная иностранным лицом, подлежит отклонению в соответствии с п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ. Обращаем внимание: в соответствии пп. "л" п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ оператор электронной площадки осуществляет возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае подачи заявки участником закупки, являющимся иностранным лицом. - заключение контракта на выполнение работы, оказание услуги с иностранным единственным подрядчиком (исполнителем) не допускается. Подтверждение страны происхождения товара 2.3. Информацией и документами, подтверждающими страну происхождения товара, в случае закупки товаров из Перечня № 1: Позиции Перечня №1 Страна происхождения Российская Федерация государства ЕАЭС (кроме Российской Федерации) 1 позиции 1 – 145 (промышленные товары)  номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, содержащей в том числе: - информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий), которое составляет или превышает значение, определенное постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 (для продукции, в отношении которой установлены такие требования);  номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, содержащей в том числе: - информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий), которое составляет или превышает значение, определенное правом Евразийского экономического союза (для продукции, в отношении которой установлены такие требования); - информацию об уровне 6 - информацию об уровне радиоэлектронной продукции (для товара, являющегося в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 радиоэлектронной продукцией первого или второго уровня) радиоэлектронной продукции (для товара, являющегося в соответствии с правом Евразийского экономического союза радиоэлектронной продукцией первого или второго уровня) 2 позиция 146 (программное обеспечение)  порядковый номер реестровой записи из реестра российского программного обеспечения;  порядковый номер реестровой записи из реестра российского программного обеспечения, содержащей информацию о соответствии ПО дополнительным требованиям к программному обеспечению (для ПО, в отношении которого установлены дополнительные требования к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. № 325).  порядковый номер реестровой записи из реестра евразийского программного обеспечения;  порядковый номер реестровой записи из реестра евразийского ПО, содержащей информацию о соответствии программного обеспечения дополнительным требованиям к программному обеспечению (для ПО, в отношении которого установлены дополнительные требования к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. № 325). Для подтверждения происхождения товара из иностранного государства участник закупки указывает наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира. Особенности применения запрета 2.4. Запрет закупок товаров, указанных в позиции 27 Перечня № 1 (устройства числового программного управления), применяется также, если такие товары включены в состав закупаемых товаров, указанных в позициях 63 - 67 Перечня № 1 (станки). 2.5. Для целей применения положений Постановления № 1875 под ПО, указанным в позиции 146 Перечня № 1, понимается ПО и (или) права на него вследствие: поставки на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставления в пользование ПО посредству использования каналов связи и внешней информационно-технологической и 7 программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений); поставки, технического обслуживания персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых ПО подлежит установке в результате исполнения контракта; выполнения работ, оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией ПО, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав; оказания услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением ПО, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование ПО или расширением ранее предоставленного объема прав; Запрет закупок ПО: - применяется также, если такое ПО включено в состав объекта закупки наряду с иными товарами, работами, услугами; - применяется в отношении ПО, реализуемого независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также исключительных прав на программное обеспечение и прав использования программного обеспечения; - не применяется при осуществлении закупок ПО, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну. При закупке ПО в случае, если заявка на участие в закупке содержит предложение ПО, реестровая запись о котором в реестре российского ПО или реестре евразийского ПО не содержит информацию о соответствии предлагаемого ПО дополнительным требованиям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 23 марта 2017 г. № 325 (далее – дополнительные требования), то такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение иностранного ПО, при условии, что на участие в закупке подана заявка с предложением ПО, соответствующего дополнительным требованиям. В соответствии с разделом 2 доп.требований, утвержденных Постановление № 325, требования к составу, функциональным характеристикам и среде функционирования предъявляются к офисному программному обеспечению, к которому относятся: операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, программное обеспечение файлового менеджера, справочно-правовая система, программное обеспечение системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты). Информация о соответствии или несоответствии дополнительным требованиям содержится в печатной форме сведений, содержащихся в записи 8 о программном обеспечении, включенном в реестр российского ПО или реестр евразийского ПО. По состоянию на 26.12.2024 в реестре российского ПО (https://reestr.digital.gov.ru/reestr/) дополнительным требованиям соответствует два ПО: МойОфис Профессиональный, номер реестровой записи № 88; Р7-Офис. Профессиональный (десктопная версия), реестровая запись № 5256. Необходимо отметить, что все остальные ПО, включенные в реестр российского ПО и в реестр евразийского ПО, содержат информацию о несоответствии программного обеспечения дополнительным требованиям. Случаи неприменения запрета 2.6. Запрет закупок иностранных ТРУ может не применяться заказчиками при наступлении одного из следующих случаев: а) отсутствие на территории Российской Федерации производства товара, являющегося объектом закупки и указанного в позициях 1 - 145 Перечня № 1 (промышленные товары). Такое отсутствие подтверждается разрешением на закупку иностранного промышленного товара, которое выдается заказчику в порядке, установленном Минпромторгом России, до начала осуществления закупки по его обращению. Обращение должно содержать в том числе указание на характеристики такого товара, которые: - указываются в соответствии с КТРУ, включая при необходимости дополнительные характеристики, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145; - в случае отсутствия в КТРУ позиции, соответствующей потребностям заказчика, или отсутствия характеристик товара в позиции КТРУ, характеристики указываются в соответствии с положениями статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Особенностью описания объекта закупки, являющегося товаром, в отношении которого заказчиком получено разрешение на закупку иностранного промышленного товара ("а" пункта 5 Постановления № 1875), является указание характеристик товара, являющихся идентичными характеристикам, содержащимся в обращении, на основании которого выдано такое разрешение; б) осуществляется закупка указанного в позициях 1 – 145 Перечня № 1 товара (промышленные товары) в целях исполнения контракта (договора), предусматривающего с учетом полученного разрешения на закупку иностранного товара, поставку такого товара; закупка в рамках исполнения контракта (договора), в котором запрет не применялся, так как было разрешение на закупку ин.товара, и теперь исполнителю-заказчику по такому контракту необходимо закупить иностранный товар в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ в) лизингодателем осуществляется закупка предмета лизинга, происходящего из иностранного государства, если такой предмет лизинга определен в соответствии с договором лизинга лизингополучателем, который не является заказчиком в соответствии с Законом № 44-ФЗ и Законом № 223-ФЗ, 9 либо лизингополучателем, который относится к числу таких заказчиков, и при осуществлении закупки которым может в случаях, предусмотренных Постановлением № 1875, не применяться такой запрет; закупка в рамках исполнения договора лизинга, заключенного не в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, либо в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ и при этом запрет не применялся, и теперь исполнителюзаказчику по такому договору необходимо закупить иностранный товар в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ г) при осуществлении закупки ПО, указанного в позиции 146 Перечня № 1: - отсутствие в реестре российского программного обеспечения и реестре евразийского программного обеспечения по состоянию на день, предшествующий дню размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки, заключения контракта с единственным поставщиком, сведений о ПО, соответствующем тому же классу ПО, что и ПО, являющееся объектом закупки. В этом случае в ООЗ включается обоснование неприменения запрета, содержащее: указание на пп. «е» п. 5 Постановления № 1875; класс ПО, которому должно соответствовать закупаемое ПО; требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО, являющегося объектом закупки, с указанием класса, которому должно соответствовать такое ПО; - ПО, сведения о котором по состоянию на день, предшествующий дню размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки, заключения контракта с единственным поставщиком, включены в реестр российского ПО и (или) реестр евразийского ПО и которое соответствует тому же классу ПО, что и ПО, являющееся объектом закупки, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к ПО, являющемуся объектом закупки. В этом случае в ООЗ включается обоснование неприменения запрета, содержащее: указание на пп. «ж» п. 5 Постановления № 1875; класс ПО, которому должно соответствовать закупаемое ПО; требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО, являющегося объектом закупки, с указанием класса, которому должно соответствовать такое ПО; функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их значения), по которым ПО, сведения о котором включены в реестр российского ПО и (или) реестр евразийского ПО, не соответствует установленным заказчиком требованиям к ПО по каждому ПО (с указанием названия ПО), сведения о котором включены в реестр российского ПО и (или) реестр евразийского ПО и которое соответствует тому же классу ПО, что и ПО, являющееся объектом закупки; д) осуществляется закупка товара, не относящегося к товарам и ПО, указанным в позициях 17, 27, 35, 53, 140, 141, 144 и 146 Перечня № 1, при условии: - закупка товара в количестве одной штуки; 10 - НМЦК, цена контракта с ед.поставщиком не превышает 300 тыс. рублей; е) осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам и ПО, указанным в позициях 17, 27, 35, 53, 140, 141, 144 и 146 Перечня № 1, при условии: - НМЦК, цена контракта с ед.поставщиком не превышает 1 млн рублей; - ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 300 тыс. рублей; ж) осуществляется закупка товаров, указанных в позиции 35 Перечня № 1 (подшипники шариковые или роликовые), при условии: - закупка товара в количестве одной штуки; - НМЦК, цена контракта с ед.поставщиком не превышает 3 тыс. рублей; з) осуществляется закупка товаров, указанных в позиции 35 Перечня № 1 (подшипники шариковые или роликовые), при условии: - НМЦК, цена контракта с ед.поставщиком не превышает 30 тыс. рублей; - ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 3 тыс. рублей; и) осуществляется закупка товара, не относящегося к товарам, указанным в позициях 23, 24, 44 - 47, 71- 77, 79 - 88, 95 - 118 Перечня № 1 (инструменты, некоторые виды транспорта (с/х, строительный, дорожный, спец.транспорт) пищевое оборудование) определенного товарного знака ввиду его несовместимости с товарами, на которых размещаются другие товарные знаки и необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с товарами, используемыми заказчиком; к) осуществляется закупка в целях оказания мед. помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, в целях проведения специальной военной операции, мобилизационной подготовки, мобилизации, осуществления деятельности на территории, на которой введено военное положение; л) осуществляется закупка отдельных товаров, указанных в Перечне № 1, федеральными заказчиками и их подведомственными учреждениями (ФСО России, МВД России, Росгвардия, ФСИН России, ГУСП, Управление делами Президента Российской Федерации и др.) (особенности в пп. «о» - «у» п. 5 Постановления № 1875).
2025-01-06 11:02